Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Философские идеи в сочинениях Аристотеля

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Философские идеи в сочинениях Аристотеля

Величайший философ Древней Греции Аристотель, был одним из лучших учеников Платона. Аристотель считается величайшим энциклопедистом древности и систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него.

Он формулирует свое представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая ничем не определена. Иначе говоря, природа - это первичная реальность, которая непротиворечива и неизменна.

Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Однако она пассивна, бесформенна и является лишь материалом для того, чтобы вылиться в какую-либо форму. Под материей вообще Ар-ль понимает возможность бытия, "бытие как потенцию". Человек же всегда имеет дело с конкретным проявлением материи, т.е. с вещью. Иначе говоря, вещи - это реальная действительность, а то, из чего они состоят (материя), - это возможное, потенциальное бытие.

Форма выполняет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле.

Сущность и вещь не существуют в отрыве друг от друга. Вещь существует лишь, если есть форма. Также существует и "форма вообще" - это не что иное, как "форма форм" или Бог.

По его мнению, идеи представляют собой лишь понятия, отражающие материальный мир, т.е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот.

Полагая, что все живое обладает душой, Аристотель выделяет -три вида души.

Первая из них - растительная душа, которой обладают растения. Она способна размножаться и осуществлять обмен веществ.

Вторая - чувственная, которой наделены животные, отличающиеся от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы с помощью ощущений.

И, наконец, третья разновидность души - разумная, присущая человеку, она в отличие от первых двух уже "познает и думает".

Теория познания :суть вещей познается с помощью ощущений. Он утверждает, что мы познаем только форму, но не материальный субстрат. И хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенциально содержится и знание общего. Отсюда опыт есть только фундамент знания, но еще не само знание. Поэтому над опытом находится наука, которая и постигает общее. Науку Аристотель отождествлял с разумом. Разум не производит никаких ощущений.

Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Знание же законов мышления (логики) Аристотель сопоставлял с мудростью- Он по праву считается основателем формальной логики, которая успешно работает уже более двух тысячелетий.

Под диалектикой Аристотель понимал средство разрешения противоречия, с которым сталкивается знание на уровне единичного. Сущность, по Аристотелю, не может быть противоречивой. Поэтому на уровне сущностей диалектика исчезает. Диалектика есть низший уровень логики, и связана она с движением от знания единичного к знанию общего. На уровне сущности действует не диалектика, а логика (аналитика).

Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к "совместному сожительству", обусловленная "сознанием общей пользы".

Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собственность и участвует в .управлении обществом. Счастье Аристотель отождествлял с "хорошей жизнью".

Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три - неправильными: тиранию, олигархию и демократию. Наилучшей из правильных форм государства является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.

Значительное место в философии Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов этика становится фактически самостоятельной философской дисциплиной.

В общественных же отношениях искал основой принцип нравственности. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность прежде всего на достижение справедливости. Справедливость же понимается Аристотелем как то, что соответствует законам. Поэтому всякий, кто нарушает закон -.несправедлив.

В начало словаря