Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Философская герменевтика

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Философская герменевтика

Герменевтика (от Гермеса - толкователе воли богов) означает "разъясняю", "истолковываю"

Философская герменевтика провозглашается универсальной философией нашего времени, призванной дать ответ на вопрос, как возможно понимание окружающего нас мира и как в этом понимании воплощается истина бытия. Этот вопрос рассматривается как основной вопрос философии. Признанный лидер философской герменевтики Ханс Георг Гадамер (р. 1900). Герменевтику он рассматривает как практику. Проблема языка. Язык - центр бытия человека Мы окружены языком. Мир языка - мир, в котором мы живем. Язык - человеческая коммуникация, беседа, диалог. Смысл мира раскрывается не в монологе, а в диалоге. Диалог - сущность языка. Он самостоятелен, непредсказуем. Особым видом диалога является философия. Философия - и вопрос и диалог, беседа, ничего не оставляющая без внимания, затрагивает проблему причинности в истории. История - дорога познания истины. Истина, нескрытость языка, речи, понимания, раскрывается лишь в процессе диалога. Понятия язык, бытие, время, историчность выступают у Гадамера как синонимы. По мнению Гадамера, понимание задано традицией, в рамках которой можно жить и мыслить. Пониманию предшествует предпонимание. Герменевтика не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Понимание и интерпретация - два основных понятия герменевтики. Человек есть существо, бытие которого заключено в понимании. Интерпретация - проникновение вглубь смысловой структуры текста. П. Рикер поставил задачу разработать своего рода обо6щающую концепцию (философскую) человека XX века. Он исследует все значительные - течения и направления XX века и стремится согласовать их в многоплановой и многогранной концепции феноменологической герменевтики. Рикер переносит вопрос о герменевтике в онтологическую плоскость. Он разрабатывает ее как способ бытия. Он надеется преодолеть крайности объективизма и субъективизма, натурализма и антропологизма, сциентизма н антисциентизма, противоречия между которыми привели философию к глубокому кризису. Одной из главных проблем феноменологической герменевтики является вопрос о человеке, как субъекте интерпретации и об истолковании как преимущественном способе включения индивида в культуру как основу его деятельности. Именно человек, как субъект культурно-исторического творчества реализует связь времен. Идею о троичности настоящего, которую развивает Августин в "Исповеди", П. Рикер считает гениальной. Идея герменевтического круга (связи целого и части). Понимание текста - движение по кругу, от целого к части, от части к целому. Текст - это часть во всем творчестве автора. Идея круга предполагает, что надо иметь представление о том, что нужно сделать. Рикер предлагает "спиралевидную" интерпретацию исторических текстов и предпочитает говорить не о герменевтическом круге, а о герменевтической дуге, берущей начало в жизни: 1) происходящей в изучаемом произведении, 2) в жизни его читателя; 3) Возвращающейся в жизнь дважды в произведении. Этапы герменевтического познания: 1) реконструкция действий и страданий людей, связанных с глубиной их жизни, 2) способность автора воспроизводить все это (средства представления), 3) восприятие произведения интерпретатором (актуализация, выявление духовных ценностей и идеалов). Для герменевтики важно уяснить пересечение мира текста и мира интерпретатора. Один из наиболее ярких и оригинальных мыслителей послевоенной Европы - Мишель Фуко; необходимо с помощью герменевтики изучать и усиливать разные формы индивидуального опыта, чтобы узнать, можно ли мыслить и делать иначе.

В начало словаря