Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Философия истории: современные проблеммы познания исторического процесса

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Философия истории: современные проблеммы познания исторического процесса

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:1o те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности, например, иррационалисты; 2o те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, - к данной категории относится большинство философов. Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются: 1формационный подход; 2цивилизационный подход;3культурологический подход. Имеются также и иные подходы. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма -К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации обществ. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента: базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими кoторой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка- государство, политические и общественные институты. К переходу от одной общественно-экономичёской формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Производительные силы постоянно развиваются и совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Рано или поздно, насильственным или мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производственные отношения приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки - возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формациями. В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:o первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая (социалистическая).

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975) Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация.Цивилизация, по Тойнби - устойчивая общность людей, объединенных общими духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История - нелинейный процесс зарождения жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся :o шумерская;oвавилонскаяo минойская;o эллинская (греческая); o китайскаяoиндусская;o исламская;o христианская;o некоторые другие цивилизации. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).Движущими силами истории согласно Тойнби являются:o вызов, брошенный цивилизаций извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); o ответ цивилизации в целом на вызов;o деятельность, талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме "вызов - ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:o творческого меньшинства;o инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большин-ства. Большинство склонно "тушить"энергию меньшинства, поглощать его. Вэтом случае развитие прекращается, начитается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:o зарождение;oростo надлом;o дезинтеграция, эавершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880-1936). Центральное понятие - .культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура - автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособ-ленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры и предшествующий ее смерти. Всего Шпенглером было выделено восемь культур:o индийская; китайская;o вавилонская; египетская;o античная;o арабская;oрусская;o западноевропейская. Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в.

Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:o восточный (Китай, Египет и др.) - осознает себя и свободен только один человек - правитель, все остальные - его рабы; o античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и свободна лишь одна Группа, прослойка людей - "верхушка"; .все остальные служат ей и зависят от нее; o германский - осознают себя и свободны все. Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение. Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:oтрадиционную;o доиндустриальную; oиндустриальную. На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом развитии прошло стадии: o традиционного;o доиндустриального (аграрного) o индустриального; o постиндустриального общества.

Будущее Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего. На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего. Современная философия на данный вопрос дает утвердительный ответ: возможно. В обосновании возможности предсказания будущего выделяются такие аспекты: o антологический;o гносеологический;oлогический;o нейрофизиологический;o социальный. Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно из самой сущности бытия - его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно "проследить" будущее. . Гносеологический аспект основывается на том, что поскольку возможности познания безграничны, а прогнозирование - также вид познания, то само прогнозирование возможно. Логический аспект - на том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем. Нейрофизиологический аспект основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности. Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится исходя из собственного опыта развития моделировать будущее. В философии существуют и точки зрения, согласно которым прогнозиро-вание невозможно, однако они не пользуются широкой популярностью. В современной западной науке выделяется особая дисциплина - футурология. Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе: o производственных отношений;o науки и техники;o образования;o Здравоохранения;o литературы, искусства, моды;o строительства;oосвоения космоса;o международных отношений.

В начало словаря