Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Философия жизни: критический пересмотр принципов классической философии. Шопенгауэр, Бергсон, Ницше, Шпенглер

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Философия жизни: критический пересмотр принципов классической философии. Шопенгауэр, Бергсон, Ницше, Шпенглер

Заметное место в западноевропейской философии второй половины XIX начала XX века занимает "философия жизни". "Философия жизни" - это культурно-логическое течение в современной философии. Она старается постичь сферу культуры, исходя из тех функций, которые культура выполняет в жизни человека. "Философия жизни" выступила за реабилитацию жизни против ее ущемления и обеднения рассудочным, политическим, экономическим и иным утилитарными подходами. В связи с этим понятие "жизнь", как центральное понятие этого философского течения, призвано заменить понятие "бытие". Представители этого течения противопоставляют жизнь бытию. Бытие - это статичное состояние, жизнь - это движение, становление. "Философия жизни" выступала против того, чтобы положить в основу становления что-либо устойчивое. Становление по мнению ее сторонников это первооснова, предельное понятие. Вместе с тем, ряд ее представителей подчеркивали, что жизнь это и деятельность, творческое созидание, самовыражение человека, формы объективации человека в культуре, позволяющие ему реализовывать и познавать самого себя. Одним из представителей этого философского течения является Артур Шопенгауэр (1788-1860). Переосмысливает кантовскую "вещь в себе", представив ее как волю - некую недоступную познанию мистическую слепую силу. Воля представляет собой единую мировую волю, тождественную всей Вселенной. Мир - это воля, воля к жизни. Мир существует в сознании объекта как представление, он обусловлен субъектом и без него немыслим. Интеллект человека, порожденный волей к жизни, ограничен целями самосохранения, борьбы за существование, удовлетворением потребностей. Для всех направлений философии жизни характерны антиинтеллектуализм и иррационализм. Философия Шопенгауэра пессимистична. Воля к жизни - злая сатанинская, сила, источник страданий. Мир, которым она правит, не имеет ни смысла, ни ценностей, ни целесообразности. Человек ничего не может в нем изменить. Единственный способ спастись человеку от горестей и мучений и тем самым сократить мировое зло - подавление своей индивидуальной воли, бегство от нее в чистое самосозерцание, в аскетический образ жизни.

Французский философ Анри Бергсон (1859-1941) исследовал такие феномены как длительность, поток сознания, воспоминания о настоящем, творческая эволюция. Центральное понятие философского учения Бергсона - жизненный прорыв. С точки зрения Бергсона, жизнь -это непрерывное творческое становление. Материя - костное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате мир в изображении Бергсона предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления. Бергсон считал, что человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект по Бергсону - это разумное и рассудочное познание. Однако интеллекту принципиально недоступен жизненный прорыв. Его познание возможно только на основе интуиции. Создателем этической интерпретации "философии жизни" является нем. философ Ф. Ницше. Он развивал концепцию "воли к власти" на основе "воли к жизни". Понятие Воли, как основы всего существующего, Ницше заимствует у Шопенгауэра. Однако, если для Шопенгауэра Воля служит основанием бытия, то Ницше придает этому понятию социально-нравственный оттенок. "Жизнь, по его словам, стремится к максимуму чувства власти". "Воля к власти" - основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Именно таким правом должен руководствоваться подлинный человек во всех сферах своей жизнедеятельности. Ницше считал, что иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека, и поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Смысл этой переоценки состоит в упразднении результатов "восстания рабов в морали" и возрождение "морали господ", в основе которой должны лежать следующие принципы: 1) "ценность жизни" есть единственная безусловная ценность 2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем "воли к власти" 3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами. Всем этим требованиям удовлетворяет по Ницше субъект морали господ - сверхчеловек - центральное и наиболее спорное понятие в этике Ницше. Его сверхчеловек -это гармонический человек, в котором сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Ницше нередко заявляет, что в действительности сверхчеловека еще не было, его необходимо вырастить. И в этом состоит цель человечества. Обычные люди нашего времени - это исходный материал, необходимый для того, чтобы создать плодородную почву для выращивания сверхчеловека.

В начало словаря