Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Философия Французского Просвещения

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Философия Французского Просвещения

ХVIII в. в истории Франции называется эпохой Просвещения. Идеи этой эпохи во Франции наиболее яркое выражение получили в работах Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж. Де Ламетри. Одной из важнейших характеристик философии данной эпохи является рационализм. В этот период разлагаются феодальные отношения и интенсивно развивается капитализм, потребности которого стимулировали развитие науки, техники, культуры, образования. Великие философы Франции того времени выступали очень революционно: они не признавали никаких внешних авторитетов; религия, понимание природы, государственный строй - всё было подвергнуто жестокой критике; мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего. В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать, изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум рассматривается как источник всей субъективной деятельности человека. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира. На этой основе декларировалось право человека быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях. Весь рационализм при построении философской теории исходит из установки о подобии и конечном совпадении разума и результатов человеческой деятельности. На основе этой установки человеческая сознательность была взята философами в качестве прообраза, модели всего миропорядка. Идеалистический рационализм мистифицирует рациональный аспект взаимоотношений человека с миром и стремится доказать, что разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и её объективизаций. В результате получается образ субстанции, по своим основным характеристикам аналогичной деятельности человека, в которой неразрывно связаны цель и средство, результат и действие, реализация и замысел. Представители материалистического рационализма субстанциональное, законосообразное устройство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами. Гольбах полагал, что Вселенная - это колоссальное соединение всего сущего и она повсюду являет нам материю и движение; природа существует сама по себе. Вечное пространственно-временное существование материи и её непрерывное движение являются для французских материалистов ХVIII в. несомненным фактом. Их учение о внутренней активности материи, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоеванием философской мысли данного периода, однако на этих воззрениях лежит печать механицизма. Наиболее яркий пример механицизма - взгляды французского философа Жюльена де Ламетри. Он доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела. Гольбах говорил, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с помощью чистого механицизма, ибо всякая причина производит некоторое следствие. Для французских материалистов движение в мире - это некий вечный круговорот. Фатализм, вера в предопределённость всего существующего вопреки общей тенденции философии данной эпохи приводили к выводу о предопределённости всего существующего. Материалистическое решение вопроса об отношении сознания к материи, обусловили сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Д. Дидро сравнивает мозг с чувствительным и живым воском, способным воспринимать всякого рода формы, запечатлевая на себе воздействие внешних предметов. Сенсуализм материалистов ХVIII в. не находится в противоречии с общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути.

В начало словаря