Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Философия Гегеля. Энциклопедия философских наук. Ее структура

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Философия Гегеля. Энциклопедия философских наук. Ее структура

Творчество Гегеля стало вершиной немецкой классической философии. Гегель - противник кантовского агностицизма и априоризма.. Несостоятельными считает утверждения Канта о непознаваемости "вещей себе". Все вещи, суть сначала в себе. Вопреки Канту, "вещь в себе" во-первых развивается, а во-вторых познаваема. Философская система Гегеля делится на три части: 1) логику 2) философию природы 3)философию духа. Работы "Логика" (так называемая "Малая логика"), "Философия природы", "Философия духа" образуют три части "Энциклопедии философских наук", которая представляет собой краткий очерк всей системы философии Гегеля. Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления и бытия. Вещи и мысли о них совпадают, поэтому мышление и истинная природа вещей - это одно и то же. "Логика". Этот труд состоит из трех книг, которые соответствуют важнейшим этапам саморазвития абсолюта и процесса познания предметной действительности: первая содержит "науку о бытии", вторая - "науку о сущности, третья - "науку о понятии". Первые две книги содержат "объективную логику", третья занимается "субъективной логикой". Логика по Гегелю есть система "чистого разума", совпадающая с божественным разумом. Этот тезис философ просто постулирует- Тождество мышления и бытия по Гегелю представляет собой субстанциальное единство мира. Но это тождество не абстрактное, а конкретное, т.е. предполагающее и различие. Тождество и различие - единство противоположностей. Объективное абсолютное мышление есть не только первоначало, но и движущая сила всего сущего, оно выступает как абсолютная идея. Высшая ступень развития - "абсолютный дух". На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления самое себя. Общий принцип развития - восхождение от абстрактного к конкретному. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает тождество диалектики, логики и теории познания. Логика не канон, не совокупность застывших истин, а органон, орудие достижения истины. Гегелю присущ гносеологический оптимизм. Важный вывод: все действительное разумно, все разумное действительно. Итак, логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы саморазвития. Началом этой идеи служит категория чистого бытия, которое возникло из небытия, из ничто. Синтез категорией бытия и ничто даст категорию становления, а от нее возможен переход к наличному, т.е. определенному бытию. В мире ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью появления нового. Эта закономерность отражается категориями "снятие", "отрицание". Отрицание для Гегеля- бесконечный процесс. И в этом процессе он находит связку: тезис- антитезис -синтез. Отрицание тезис антитезис. Его отрицание ведет к синтезу. Эта конструкция - триада, которая в философии Гегеля выполняет не только методологическую, но и систематическую функцию. Остановимся на наиболее важных моментах. Результатом становления является наличное бытие. В отличие от чистого бытия оно наделено качеством. Категория качества предшествует категории количества. Синтезом качественной и количественной неопределенности является мера. Каждая вещь есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности - качественный скачок. Гегель убедительно обосновывает то, что позднее получило название закона о переходе количественных изменений в качественные и наоборот путем скачков. (Важно положение об основной линии отношения мер). Учение о сущности отвечает на вопрос о движущей силе развития всех природных и духовных вещей- Потаенная сущность бытия, по Гегелю в его внутренней противоположности. Все существующее содержит в себе противоречие, единство противоположных моментов. Положительное и отрицательное, по Гегелю, - одно и то же, поэтому одно можно назвать другим и наоборот. Они обуславливаются друг другом и существуют лишь в своем соотношении друг с другом. Таким образом, тождество, единство противоположностей - ключевое понятие логики Гегеля. "Философия природы". Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом природа не имеет независимого от него существования. .Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает физику, математику, органику. "Философия духа". Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез первых двух. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек - часть природы, однако человеческий дух - продукт не природы, а абсолютного духа. Саморазвитие духа идет по трем ступеням: 1) субъективный дух - индивидуальное человеческое сознание 2) объективный дух- человеческое общество 3) абсолютный дух - включает искусство, религию, философию. Необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется материал. Метод, по Гегелю, есть движение самой сути дела. Он носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Система - избранный философский порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского знания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола.

В начало словаря