Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Ф.Ницше: по ту сторону добра и зла

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Ф.Ницше: по ту сторону добра и зла

Фридрих Ницше (1844-1900) рассматривается как предтеча философии жизни. Его философские воззрения - своего рода реакция на философию Гегеля. В своем ворчестве он испытал влияние Шопенгауэра, хотя во многом отошел от него и создал свою систему философии иррационализма и волюнтаризма. Ницше родился в г. Реккене в Германии, хотя впоследствии отрекался от своего немецкого происхождения. Он изучал классическую филологию в Бонне и Лейпциге. Принял швейцарское гражданство и стал профессором в Базеле. Был другом Вагнера. Вследствие болезни ему пришлось оставить пост в Базеле и вести более или менее уединенную жизнь, занимаясь литературным трудом и создавая философские произведения. В 1889 г. его поразило душевное расстройство, и остальную часть жизни он провел вместе с сестрой, которая заботилась о нем.

Ницше создал целый ряд значительных трудов, которые оказали воздействие на всю последующую философию. Это "Происхождение трагедии из духа музыки" (1872), "Несвоевременные размышления" (1873-1876), "Человеческое, слишком человеческое" (1878-1880), "Веселая наука" (1882), "Так говорил Заратустра" (1883-1886), "По ту сторону добра и зла" (1886), "Антихрист" (1888), "Воля к власти" (опубликовано посмертно в 1901-1906 гг.).

В своем творчестве Ницше затронул целый комплекс проблем, которые составляют всю его концепцию. Прежде всего центральной для него является проблема воли. Если Шопенгауэр в отказе от "воли к жизни" видел средство спасения, то Ницше противопоставил этому пониманию утверждение в жизни "воли к власти". "Воля к власти" у Ницше - это прежде всего вопрос о значимости любого из явлений общественной жизни. Он пишет: "Что хорошо? Все, что повышает чувство власти, волю к власти, саму власть в человеке. Что дурно? Все, что происходит из слабости". "Воля к власти" - это основа права сильного, оно выражается во власти мужчины над женщиной, например. Подрывает волю к власти доминирование интеллекта, ходячая мораль, которая проповедует любовь к ближнему, социализм, который декларирует равенство между людьми.

Мораль определяется такими понятиями, как "добро" и "зло". Она проявляется у Ницше в виде превосходства аристократов, господ над другими людьми - рабами, низшими. Ницше подходит к морали только с позиций противоположности господской и рабской морали. Возникновение новой морали Ницше рассматривает как "восстание рабов в морали". В этических вопросах Ницше занимает позицию нигилизма. Современную культуру он определяет как выражение декаданса. Для культуры декаданса характерны христианская мораль и религия сострадания. Мораль выступает как разлагающий элемент культуры, она является послушанием, инстинктом толпы. В основе "морали господ" лежат следующие положения: ценность жизни, понимаемая как "воля к власти"; природное неравенство людей, которое опирается на различия в жизненных силах и "воле к власти"; сильный человек не связан никакими моральными нормами. Субъектом морали выступает сверхчеловек, как определенный тип людей, которые проявляют себя по отношению друг к другу снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными; по отношению же к внешнему миру, там, где начинается чужое, чужие, они не многим лучше необузданных хищных зверей. Здесь они наслаждаются свободой от всякого социаль-ного принуждения, они на диком просторе вознаграждают себя за напряжение, созданное долгим умиротворением, которое обусловлено мирным сожительством. Они возвращаются к невинной совести хищного зверя, как торжествующие чудовища, которые идут с ужасной смены убийств, поджога, насилия, погрома с гордостью и душевным равновесием, уверенные, что поэты будут надолго теперь иметь тему для творчества и прославления. В основе всех этих рас нельзя не видеть хищного зверя, великолепную, жадно ишущую добычи и победы белокурую бестию

Для Ницше сверхчеловек выступает высший биологический тип, который относится к человеку так же, как человек относится к обезьяне. Ницше, хотя и видит свой идеал человека в отдельных выдающихся личностях прошлого, все же рассматривает их как прообраз будущего сверхчеловека, который должен появиться, его необходимо вырастить. Сверхчеловек превращается у Ницше в культ личности, культ "великих людей" и является основой новой мифологии, представленной с высоким художественным мастерством в книге "Так говорил Заратустра".

Концепция сверхчеловека связана с другой его концепцией -ученьем о "вечном возвращении". Ницше пишет, что в силу того что время бесконечно, а количество возможных комбинаций и положений различных сил конечно, наблюдаемое развитие должно повториться. Однако в последующем Ницше сам превращает эту концепцию в миф, представляя эту идею о вечном возвращена в виде образа: дорога и ворота на ней. На воротах надпись: "Мгновения". От этих ворот дорога бежит назад, все, что произошло в прошлом, может произойти и в будущем, т.е. повториться. Не редко эта идея трактуется как выражение оптимизма. Сам Ницше говорил: "Против парализующего ощущения всеобщего разрушения и неоконченности я выдвинул вечное возвращение" (Вол к власти.). С концепцией сверхчеловека связаны и взгляды Ницше н религию. С детства он отличался религиозностью, но в дальнейшем занял критическую позицию по отношению к христианства Он становится противником религии, проводя эту тему в различных произведениях и создав такую работу, как "Антихрист" с под заголовком "Проклятие христианству". Религия, утверждает Ницше, исчерпала себя и не способна решить кардинальные проблемы жизни. Ницше выдвинул положение: "Бог умер! Бог мертв И это мы его умертвили!" "Вера в христианского Бога стала не заслуживающей доверия" (Веселая наука. Аф. 125-11, 343-1). В на броске к "Заратустре" он написал: "Вы называете это саморазложением Бога, однако это только его линька: он сбрасывает свою моральную шкуру! И вы скоро его должны увидеть снова, по ту сторону добра и зла". Философия Ницше оказала значительное влияние на философию жизни, прагматизм, экзистенциализм. Ввиду того, что философская система Ницше противоречива, не подчиняется единому принципу, она воспринималась и трактовалась по-разному.

В начало словаря