Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Теоретические модели общества. Философское понятие общества

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Теоретические модели общества. Философское понятие общества

Термин "общество" служит для выражения ряда близких по значению, но все же различных понятий. Например, в России в XIX в. под обществом понимали всякое собрание людей, товарищески связанных какими-либо условиями. "Гражданское общество" - это граждане одного государства, одной местности, а также все невоенное население. Разновидностями "гражданского общества" были "дворянское" и "купеческое общество". Под "крестьянским обществом" разумели "мир", собрание всех домохозяев, кому на "миру" дано право голоса. Говорили об обществе врачей, ученых, портных и т.п. Существовало и "высшее общество", "свет" - сливки дворянского сословия, или, выражаясь современным языком, правящая элита государства. Наряду с "благородным" было и "низкое", "дурное" общество. Затем возникли понятия, отражавшие развитие буржуазных отношений: акционерные, финансовые и другие общества,основанные на схожести экономических интересов. В ходе исторического развития вырабатывалось наиболее широкое, собственно философское понятие общества как совокупной деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Такой подход наметился уже в античной философии. Например, Демокрит полагал, что люди вначале просто пользовались дарами природы, не отличаясь в этом отношении от животных. Под воздействием нужды и естественных потребностей они развили руки, ум и сообразительность, научились делать и применять орудия труда, строить жилища и шить одежду. Аристотель| называл человека общественным существом, политическим животным. Государство он рассматривал как развитое сообщество, объединение общин, а общину - как развитую семью. В философии Нового времени, в частности у Гоббса, выделялось два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. В естественном состоянии шла непрерывная борьба всех против всех по формуле "человек человеку волк", а сила совпадала с правом. Поскольку такое состояние противоречило естественному стремлению людей к самосохранению, они заключили договор, согласно которому каждый передал часть своих прав государству, в результате чего возникло гражданское общество.

Гегель в противовес договорной теории рассматривал "гражданское общество" как сферу экономических отношений, которое он выводил из понятия права.

Маркс считал, что общество не состоит из индивидов, а выражает совокупность тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу: общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях.

Современная западная социальная философия также рассматривает общество не как совокупность отдельных индивидов, а как совместные действия людей, интегрированных в социальные группы и системы

Философское понятие общества включает в себя два главных признака:

1. есть обособившаяся часть природы,

2. общество будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание

Было бы ошибочным сводить общественные законы к биологическим. Только люди способны производить орудия труда и При их помощи добывать себе средства существования. Непосредственное производство жизни у животных заключается лишь в .продолжении рода. И люди, разумеется, не освобождены от такой обязанности, но у них на первом месте стоит производство средств жизни и необходимых для этого орудий труда.

Общество представляет собой открытую динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом ;и энергией с окружающей средой. Будучи динамической системой, общество непрестанно изменяет свое состояние, развивается во времени, причем это развитие носит вероятностный (стохастический) характер.

Общество включает в себя как материальные, так и духовные компоненты, находящиеся в сложном взаимопроникновении и I взаимодействии. В философской науке имеются как естественные, так и телеологические интерпретации системности и развития общества. В первом случае развитие общества описывается как естественно-исторический процесс, в основе которого лежат определенные закономерности. Во втором - как процесс, направленный на достижение кем-то (Богом, провидением, фатумом) заранее заданной цели. Указанные выше интерпретации ис-ключают друг друга.

Очевидно, что общество является самой, сложной из всех из- 5 известных человеку систем. Прежде всего общество - система иерархическая, многоуровневая. Каждый элемент, или подсистема этой системы, может быть рассмотрен в качестве относительно самостоятельной системы, в свою очередь включающей в себя собственные подсистемы. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, в которой, по справедливому замечанию Канта, целое господствует над частным. Свойства системы как целого не могут быть сведены к сумме свойств составляющих ее элементов.

Если какое-либо конкретное общество теряет свою целостность (тотальность), то оно обречено на разрушение и исчезновение.

При изучении общества приходится считаться с множеством его описаний и интерпретаций. Существуют самые различные, во многом противоречивые и не совместимые друг с другом теории и модели общества, его структуры, функционирования элементов, особенностей и характера исторического развития.

Наиболее разработанной моделью общества и общей теорией его развития является исторический материализм, или материалистическое понимание истории. Значительный интерес представляет созданная в середине XX в. Т. Парсонсом и его последователями структурно-функциональная теория общества

Общепринятым является выделение в обществе как целостной системе следующих подсистем: экономической, социальной, политической, духовной.

В начало словаря