Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Социальное бытие общества...

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Социальное бытие общества...

Философия человека и его символической действительности подвела нас вплотную к философии общества. Люди живут со-вместно, они образуют общество. Философия общества стремит-ся к выяснению природы общества, его особенностей.

Нет такого философского направления, принципы которого не использовались бы - разумеется, не всегда с одинаковой сте-пенью успешности - для раскрытия тайн общества. Например, в платоновском "Государстве" учение об обществе разработано в тесной связи с теорией идей. Августин рассматривает общест-во, "град земной", в свете "града Божьего". Именно этого следу-ет ожидать от средневекового философа. В Новое время разрабатывают концепцию общественного договора и соответственно договорную концепцию государства. Как было показано в соответствующем разделе историко-философского курса, появление концепции общественного договора и выработка юри-дического мировоззрения произошли не случайно, а в результа-те развития философии Нового времени. Позитивизм (Конт, Спенсер) с его ориентацией на научное знание способствовал вычленению из философии специальной науки об обществе - со-циологии. Философия жизни и феноменология (Гуссерль, Шюц) привели к становлению социологии повседневности.

В нашу бли-жайшую задачу входит рассмотрение философии общества в ее современном звучании. Речь пойдет о главных философских подходах к общественной проблематике. Как это уже делалось неоднократно, мы не ограничимся одним философским направле-нием, а предпримем усилия по синтезу достижений различных философских направлений. К сожалению, в отечественной лите-ратуре по философии общества длительное время доминировал марксизм-ленинизм. В наши дни это обстоятельство существен-но затрудняет изучение философии общества. В многочисленных учебниках и словарях читателя прямо и исподволь подводили к марксистско-ленинским воззрениям как наиболее правильным. Разумеется, здесь имеет место явное преувеличение достоинств марксизма-ленинизма. Марксизм, неомарксизм, марксизм-лени-низм действительно достигли многого в области философии об-щества, но и представители других философских и социологиче-ских школ не сидели сложа руки. Их успехи также неоспоримы.

Выше уже неоднократно отмечалось, что человек есть единство природного и психологического, что как практическое существо он действует, символизирует себя в продуктах своей деятельности. Философские подходы к обществу могут анализироваться как движение от природы, психики человека, действий человека, продуктов действий человека, дискурса. Именно эти подходы широко культивируются в современной философии общества.

Философский подход "от природы к обществу" лежит в основе натуралистических концепций общества. В этих концеп-циях подчеркивается особая, детерминирующая специфику общества роль географических (климата, ресурсов, флоры и фауны) и демографических (населения) факторов, биологии человека, которая рассматривается в духе дарвинизма и генетики.

Натуралистические концепции общества всегда обвиняли в редукционизме, сведении закономерностей социальной реально-сти к природным закономерностям. Сторонникам этих концеп-ций трудно отразить такое обвинение. Социобиологи смотрят на общество глазами биологов, они хотят увидеть в социальном био-логическое. Но социальное не является биологическим.

Натуралистические концепции общества, безусловно, не бес-плодны, они исследуют довольно значимые аспекты взаимосвязи природы и общества. Но указанные концепции не справля-ются с вопросом о специфике общественного. Поэтому многие ис-следователи связывают специфику социального не с биологиче-скими, а с более сложными психическими явлениями.

На первый взгляд, программа социопсихологизма представ-ляется самоочевидной, вполне состоятельной и не могущей не привести к успеху. Но... социопсихология конструирует обще-ство по образу и подобию индивида, а сам индивид рассматри-вается изолированно от общественных условий, например мате-риального производства. К тому же психология тесно связыва-ет изучаемые ею феномены с физиологией организма. Поэтому она, как правило, ищет детерминанту психологического в физио-логическом.

Наиболее влиятельной школой социопсихологии оказался инстинктивизм, прежде всего фрейдизм, значение которого сейчас, в наши дни, велико. Инстинктивизм видит истоки социального в инстинктах человека.

Принципиальные положения социопсихологии получили свое дальнейшее развитие в концепции социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс). Социальное действие всегда личностно и ос-мысленно, оно связывает действующее лицо с другими субъек-тами. Каждый индивид частично "запрограммирован" существующими социальными нормами, он оценивает альтернативы, принимает решения и добивается их исполнения. Все общество выступает как система социальных действий. Эту концепцию час-то обвиняли в абсолютизации личных отношений в социальных связях. На эту критику отреагировал символический интерак-ционизм (Дж. Мид). Мид отмечал, что взаимодействие (интеракция) может быть символическим актом. Люди реагируют на ожидания тех, кто не присутствует в момент осуществления действия. Я - это сумма ролей, которые усваиваются в результате социального опыта. Индивид формируется в результате социальных взаимодействий - так происходит его социализация. Психическое становится социальным. Маркс всегда подчеркивал своеобразие и самостоятельность общества как совокупности общественных отношений. Какова природа общественных отношений? По Марксу, люди вступают в отношения в процессе общественного производства.

Пятая концепция понимания природы общества является следствием "лингвистического поворота" в философии XX в, Мысль такая: если язык есть главная отличительная черта человека, то он, надо полагать, определяет и лицо общества..

Можно ли вывести из свойств отдельных людей характеристики таких общностей людей, как нации, классы? Пока философы и социологи на поставленный вопрос вынуждены ответить отрицательно. И это на фоне полной уверен-ности в том, что общество есть системное образование, содержащее различные уровни организации. На уровне элементов об-щества самый тщательный анализ не может обнаружить ниче-го иного, кроме отдельных людей с их духовным миром, симво-лической деятельности людей и, наконец, продуктов этой дея-тельности. Но так обстоит дело на уровне элементов общества, его субъектов. Когда же рассматриваются системные свойства об-щества, то в поле зрения исследователя попадают коллективы и социальные группы людей, общество в целом. В таком случае го-ворят об общественной психологии, общественном сознании, об-щественном интеллекте, общественных формах деятельности. Речь идет о действительных системных образованиях членов данной нации. Язык, культура, наука - это системные образо-вания.

Итак, общество - это системное образование, совместная жизнедеятельность людей. Социальное - это системные харак-теристики общества.

Социальное. Структура общества

Латинское слово социалис переводится как общественный. Со-циальное - это все то, что характеризует совместное существо-вание людей и отлично от их природной физико-биологической основы. Социальное возникает как системная характеристика, как интегральный эффект непосредственного или опосредован-ного взаимодействия людей. Вне этого взаимодействия соци-альное не существует.

Носителями социального выступают люди и продукты их сим-волической деятельности. Социальное является свойством любой личности и усваивается индивидуумом, а это означает, что он со-циализируется. Понимание процесса социализации личности многое объясняет, например, относительно природы сознания от-дельного человека. Когда отдельный человек рассматривается вне социальных, общественных отношений, его сознание выступает.

В начало словаря