Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Соотношение формационного, цивилизованного и культурологических подходов к общественному развитию

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Соотношение формационного, цивилизованного и культурологических подходов к общественному развитию

Термин "цивилизация" используется в различных смыслах: во-первых, как историческая ступень в развитии человечества, которая началась после варварства и характеризуется образованием классов, государства, урбанизацией и возникновением письменности; во-вторых, понятие цивилизации используется как характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство; в-третъих, как синоним термина "материальная культура": то, что дает комфорт, удобство, предоставляемое техникой; в-четвертых, как характеристика единства исторического процесса. Это понятие служит в качестве критерия сравнительной оценки определенных этапов истории в связи с развитием обшественного богатства. В середине XVIII века понятие цивилизации использовалось как оппозиция "естественному" состоянию человека, а в качестве критерия прогресса цивилизации утверждалась идея общественного блага в ее различных модификациях. Важный вклад в понимание сущности цивилизации был внесен этнографическими исследованиями XIX-XX веков, раскрывшими огромное богатство и многообразие духовного мира, быта, обычаев, экономики и культуры различных народов. Цивилизация - способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной. Цивилизация объединяет в себе все процессы и результаты человеческой деятельности: культуру и бескультурье, ценности и антиценности приобретения и издержки. Цивилизация определяет характер н направленность жизненного существования людей, их социальности. Значимость социальных норм вызывала необходимость формирования соответствующих способов их передачи (средств коммуникации) и институтов их подкрепления Важное место в цивилизации занимают нормы, связанные с oвлaдeнием предметами и социальными технологиями: технологией власти, управления, воспитания и в первую очередь производственной технологией. Каждая цивилизация вырабатывала особую систему кодирования, хранения и передачи социального опыта, получившего специфическое выражение в социальных нормах. Такими средствами являлись показ, пример ритуал, обычай. Но первенствующая (роль принадлежала языку межличностного общения.

Благодаря языку осуществляется передача социального опыта, наиболее важной и трудно воспроизводимой другими знаковыми средствами информации. B качестве высшего объединяющего начала цивилизации выступает верховная власть, представленная государством с его разветвленной системой правовых норм. Цивилизации различаются, во-первых, степенью, их технико-экономической развитости, во-вторых, скоростъю экономических и социальных процессов, в-третьих, особенностями господствующих религиозных и мировоззренческих установок; в-четвертых, различие цивилизаций объясняется способами кодирования хранения и передачи информации. Но, самое главное состоит в том, что сами по себе нормы не гарантируют сохранение общества и его цивилизации, они предполагают формирование субъектов, людей, которые руководствуются названными нормами в своей деятельности, транслируют их из поколения в поколение, дают им свою интерпретацию. Поэтому важнейшим структурным элементом цивилизации является культура Термин "культура" происходит от латинского culture (возделывание, воспитание, образование, развитие почитание). В позднеримской империи, а затем и в эпоху средневековья понятие культуры ассоциируется с благами цивилизации. В эпоху Возрождения культура определялась, как признак личного совершенства возникает тенденция отождествления культуры с различными областями духовной деятельности зарождающейся наукой, моралью, искусством, философией, религией. Просвещение выработала многоступенчатую систему критериев, согласно которым отбиралось то, что можно считать культурой, Однако в эпоху Просвещения проявляется и критическое отношение к культуре. Многие просветители утверждают, что культура враждебна "естественному человеку" и что гармония между природой и культурой недостижима. В XIX веке в культуре стали видеть прежде всего систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и самоорганизации общества, того или иного типа. Гегель рассматривает культуру как начальное и завершающее звено самопознания абсолютной идеи. Гегелевская, а вслед за ней и марксистская теория единой линейной эволюции была подвергнута критике в ряде концепций культуры XIX-XX веков. В частности, в концепции "локальных цивилизации" Шненглер рассматривал культуры народов как замкнутые, самодостаточные, неповторимые организмы, проходящие в своим развитии стадии возникновения, расцвета, надлома, а затем упадка н гибели, В XX веке изучение культуры осуществлялось главным образом в рамках этнографии и социальной антропологии. Во второй половине XX века получают развитие представления о коммуникативных свойствах культуры, распространяется ее герменевтическое понимание. Отсюда интерес к языку как основе для изучения строения и особенностей культуры. Культура охватывает все сферы человеческой деятельности. Координаты культурного процесса определяются цивилизацией, ее нормами. Но культура не тождественна цивилизации, как цивилизация не тождественна культуре. Она есть воплощение, реализация социальных норм, предписываемых цивилизацией. Поэтому культура определяется как ценностное достояние, совокупность созданных человечеством материальных и духовных благ, в то время как цивилизация формирует лишь предпосылки культурного творчества. Итак, культура - это способ жизнедеятельности человека, обусловленный цивилизацией и представленный в материальных н духовных ценностях, создаваемых в сфере отношений человека к природе, самому себе, другим людям и обществу в целом Связь и взаимозависимость культуры и цивилизации настолько велика, что многие философы и ученые отождествляют эти понятия. И это нe случайно: при нормальном состоянии общества они практически неразличимы. Цивилизация и культура едины; не существует цивилизации без своей культуры, не существует и культуры без цивилизации. Цивилизация создает предпосылки культурного процесса, регламентирует его. В свою очередь, культура создает условия развития цивилизации, являясь творчеством нового. Тем не менее между цивилизацией н культурой имеются существенные различия. Цивилизация создает общие предпосылки культурного процесса, это явление глобального масштаба, охватывающее огромные регионы и континенты. Культура конкретное воплощение этих предпосылок, она индивидуализирована, уникальна, имеет ярко выраженный этический характер. Одна и та же цивилизация создаст множество культур- Так, европейская цивилизация включает французскую, немецкую, английскую и1 т.д. культуры. Как мы видели, вмещает в себя как положительные условия бытия человека, так негативные. Все, что создано в рамках данной цивилизации, принадлежит ей, является ее достоянием- Однако было бы ошибочным называть культурой все созданное человечеством в сфере общественного производства. Культура - сфера ценностей, она либо есть, либо ее нет. Не все цивилизованное o культурно. Так, средства массового уничтожения людей-химическое, бактериологическое, ядерное оружие - несомненный продукт цивилизации XX века. Но это не культура, они противостоят культуре, представляя реальную угрозу ее существованию.

В начало словаря