Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Сократ. Значение его творчества в истории философии. Сократические школы

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Сократ. Значение его творчества в истории философии. Сократические школы

В истории философии Сократу принадлежит особая роль. Будучи первым афинским философом, он имел много последо-вателей и учеников, самым знаменитым из которых был Платон, и оказал огромное влияние на развитие мировой философ-ской мысли.

Философия Сократа касалась прежде всего человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя. Душа человека есть "Я познающее" и раскрывается она как разумная и нравственно совестливая персона. Сущность человека сосредоточена в его душе, так как она есть "то, чему служит тело". Ценность души состоит в познании. Если не зна-ешь, что такое добродетель, то, естественно, не знаешь и как ее достичь. А добродетель необходима человеку для возраста-ния его души.

Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которого состоит в том, чтобы установить истину. Истину он по-нимал как объективное, независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалог. Сократ первый указал на то, что знание носит устойчивый понятийный характер, а метод субъективной диалектики назвал майевтикой , так как с его по-мощью рождается истина в процессе беседы, диалога.

Материальный мир познать невозможно; зато доступна пониманию душа человека, в познании которой и состоит суть, предмет философия. Познать самого себя - это для Сократа означает найти общие для всех людей нравственные качества.

Душа возвышается над "животностью" человека, и этим она обретает свободу, благодаря которой человек знает, как управлять своими страстями. Человек, управляющий страстями, приобретает счастье, ибо его душа становится добродетель-ной и гармоничной. "По мне лишь добродетельный, женщина ли, мужчина ли, счастлив, - говорил он, - неправедный и злонамеренный - несчастлив всегда". Отсюда человек является архитектором своего счастья и несчастья.

Сократические школы

Многочисленные последователи Сократа продолжили дело своего учителя, став основателями нескольких направлений (школ), вытекающих из его философии. Наибольшую известность из них получили: киники, киренаики, Мегарская школа, а также Академия Платона.

Школа киников была основана Антисфеном из Афин, который, развивая этнические взгляды своего учителя. Антисфен и его сподвижники Диоген Синопский, Кратет и другие отрицали цивилизованный образ жизни, всячески высказывая пренебре-жение к общепринятым социальным нормам, богатству, славе, и видели смысл жизни в достижении личной независимости внутренней свободы. Они первыми стали называть себя "гражданами мира", заявляя, что в любом обществе они будут жить не по его, а по своим собственным законам, что, разумеется, не могло не сопровождаться скандалами и социальным напря-жением вокруг них.

Философия киников с ее акцентом на этике, очищенная от экстравагантности и парадоксов, явилась непосредственным источником формирования философии стоиков - одного из главных направлений в более поздней античной философии.

Киренская школа (IV в. до н.э.) была основана также учеником Сократа, Аристаппом из Кирены (Северная Африка). Так же, как и киники, представители этой школы (Арета - дочь Аристиппа, Феодор, Гегесий и др.) в центр своей философии поставили этику. Изучение же природы они считали делом бесполезным, так как, по их мнению, она непостижима.

Поведение человека определяется его душой, которой свойственны только два состояния: плавное и резкое. Первое из них порождает наслаждение, удовольствие; в то время как резкое и грубое движение вызывает страдание, боль. Счастье киренаи-ки понимали как возможность получать наслаждения, это же объявлялось ими и целью жизни.

Разумным они считали такое поведение человека, которое позволяет господствовать над жизненными благами, а не быть их рабом. Другими словами, человек должен относиться к окружающей действительности так, как будто она его не касается, т.е. быть свободным от всего внешнего.

В начало словаря