Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Современная философия истории

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Современная философия истории

Обнаружение отрицательных сторон веры в гарантированный прогресс. В 19 веке была провиденциальная концепция философии истории (Гегель, Чаадаев) Гегель понимал, что всемирная история - процесс однолинейный, выстраиваемый в одну линию. Но есть отклонения Гегель утверждал, что все отклонения несущественны, это хитрость исторического разума. Исторический процесс не может иметь движения вспять. Центр всемирной истории перемещается от Греции к Риму, а затем к Германии. Особое значение имеет деятельность великих личностей. Провиденциальная идея означает -всемирная история развивается по плану. Цель - общество социальной справедливости. Возникает культ прогресса, религия прогресса. 1) Поклонение будущему - фундамент этого культа. Прогресс не приносит ничего хорошего в настоящем. Вера в прогресс снимает ответственность перед настоящим. Все обойдется. 2) Провоцирует рознь между поколениями. Каждое новое поколение считает себя лучше. Ставится вопрос о смысле истории. Сущность исторического.

В 19 веке для провиденциальной концепции была убежденность в преемственности истории. 20 век решает иначе. Он все ставит под вопрос. Он обнаружил: есть социальная амнезия: полное забвение прошлых достижений. Вторая мировая война поставила под угрозу возможность сохранения цивилизации. Сегодняшние катастрофы поставили вопрос о самоуничтожении человечества. Нереалистичны представления о гарантированном осуществлении истории. Рожковский: 1) В истории действует духовное сыновство 2) Современность в истории представлена понятием духовного братства - умение считаться с мнением других людей 3) Духовное отцовство - ответственность перед следующими поколениями. Чувство исторического есть понимание инаковости прошлого по отношению к нашему времени. Смысл истории. Связь с личностью. Персоналистская концепция истории (Бердяев, Ясперс, Жак Маритен (1882-1883), Николо Абаньяно) -общественная история есть история людей. Персоналистский подход предполагает выяснить смысл правильности действий людей в прошлом: интерес к людям прошлого. История предстает как общение поколений, которое имеет личный смысл, иначе она проходит мимо. Надо рассматривать индивидуальные достоинства каждого участника прошлого. Всеобщим, универсальным смыслом истории является достоинство личности. Категорический императив Канта - человек не средство, а цель. Персоналистская трактовка смысла истории отвергает отнесение заботы о личном достоинстве в будущее, будущее может не наступить. Оно текуче. Легко тому, кто верит в бога - жить ради вечности перед лицом вечности. Вечность - это человечество в целом. Жить перед лицом вечности - это оберегать свое достоинство, дорожить самостоятельностью своего суждения. Вопросы познания и интерпретации истории. В 20-м веке историческое стало восприниматься как символ непредсказуемости человеческой судьбы, как вызов и духовное испытание для человека. Предметом исторического познания в той или иной форме является человек. Историк не может отстраниться от субъекта. Гуманитарность исторического познания. Английский философ Коллингвуд: История - проникновение в душевный мир других людей, взгляд на ситуацию в которой они находились их глазами, и решение для себя вопроса, правильным ли был способ, с помощью которого они хотели справиться с ситуацией. Это гуманитарный подход. Мы должны вжиться , вчувствоваться в изучаемую культуру.

В начало словаря