Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Психоанализ и философия фрейдизма. Неофрейдизм

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Психоанализ и философия фрейдизма. Неофрейдизм

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени Зигмунда Фрейда австр. врача-невропатолога и психиатра. Убежденныйдетерминист,Фрейд,исследуяпричины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистич. в своей основе попыток объяснить изме-нения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, сущест-вующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащимиза пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с "принципом реальности", к кот. при-спосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ие явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковы-вает как проявление бессознательными прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеаль-ное -психическое (и прежде всего непознаваемое "Оно" - бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государст-ва .права, войн и т. п. В первом приближении теория такова. Либидо, в первых работах сексуальная энергия человека, явл движущей силой психики. Процесс развития сознания свя-зан в первую очередь с фазами сексуального развития ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд табу, тогда всту-пают в действие вытеснение и сублимация. Стыдные поступки, запретные мотивы и жела-ния вытесняются в область бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают влияние на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не находя выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется в разрешенных действиях - спорт, искусство, работа, творчество. Таким образом, либидо становится движ силой прогресса, если сублимация не происходит, то человек может психически заболеть. Конь- бессознательное и всадник-разум. Если конь взбесится, то несет всадника, куда ему вздумается. Рационализация - понятие психоанализа, обозначающее способности стрем-ление человека объяснить разумными доводами свое поведение, продиктованное мощными импульсами из бессознательного. Раздвигая рамки учения и под влиянием критики, а так же поразившего его факта, что на войне многие сами искали смерти, учение измени-лось. Либидо истолковано как Эрос и жизненная сила вообще, и введено новое стремление - влечение к тому, откуда мы произошли. Так как произошли от неживого, то это вле-чение к смерти Танато с (инстинкт агрессии), схема психики состоит из трех слоев. Древ-ний, глубинный, неосознанный -Оно. Оно живет в себе и для себя, не считаясь с внешним миром. определяет судьбы народов и даже мира. Второй слой- эго-Я, сознание и само-сознание личности. Его функция - быть посредником между эмоциями, которые задает Оно и внешним миром, между влечением и его удовлетворением. Третий слой сверх-Я-подсознание, формируется в процессе воспитания и впитывания социальных норм. Зачас тую неосознаваемые, они функционируют в качестве внутреннего цензора между Оно и эгоЯ. несоответствие требований реальности, требований Оно и сверх Я приводит к депрессиям, чувству страха, подсознательное- это место, где хранятся некоторые знания и воспо-минания, не прорывающиеся в сознание. Свел социальные явления к биологичес ким, при этом подчеркивал репрессивный характер культуры, то есть соц нормы и ценно-сти, моральные установки и политические огран подавляют естеств инстинкты людей, тем самым лишают их свободы, наслаждения и счастья. По егомнению, люди были бы счаст-ливее, если бы отказались от цивилизации, неудовлетворенности. Последователи Адлер индивидуальная психология, основная движ сила -стремление к преодолению комплекса неполноценности, недост соцположения, физич недостатков. Сновидение есть предвиде-ние подсознанием проблем личности, а задача психологии - корректировать тот планжиз-ни, который формируется у человека в детском возрасте и иопределяет дальнейшее пове-дение личности. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, где в виде из началь-ных психологических структур -архетипов хранится опыт человечества. Основное содерж сих жизни ч-ка - "индивидуализация",стремление к самореализации. Если жизнь этому препятствует,происходит оживление архетипов бессознательного, возникаютсимволические образы, захватывая человека, толковал архетипы. При этомсчитал, что на них покоятся все великие идеи. Способствовал развитию сравнительной мифологии, иррационалистические стороны были использованы для обоснования абстрактного искусства и бессозн характера худ творчества. Совр. сторонники Ф. -неофрейдисты, представители школ"ку льтурного психоанализа" (Хорни, Кардинер, Александер и др. ), сохраняютнетронутой осн. идеали-стическую линию 3. Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях че-ловеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др. методологически несущест-венных особенностей классического Ф. Фромм - психокультурный фрейдизм. Переход от биологической части ксоциопсихологизму. Пытается понять механизм взаимодействия психологичи социальн факторов общественного развития. Игнорирует классовую структуру, а сущность человека и историч процесса понимает толькоабстрактно-психологически. Верно говорит о превращении человека в вещь, отчуждении, говорит, что капитализм больное иррациональное общество, пытается соединить марксизм с фрейдизмом. Фрейдо-марксизм - Райх, Маркузе. Отличие: при избытке энергии индивид вступает в противоре-чие с обществом, отчуждается. Все отношения ипрогресс есть результат влияния секс энергии. Господство одних людей над другими обусловлен но склонностью людей к садизму имазохизму. Репрессивная деятельность свойственна не только культуре,но и социально-политическим, государственным структурам. Преодоление отчуждения может быть найдено на пути превращения секс энергии в творческую силу. Райх - концепция сексэкономии-значит свободн оудовлетворять свои влечения, избегая соц табу. Маркузе - третий путь об-щества, создание не репрессивной цивилизации, которое управляется жизненной энергией любви. Появится новая контркультура, основанная на принципах гуманизма и свободы, в том числе сексуальной. Идея исцеления общ через исцеление индивида не учитывает со-циальныхзакономерностей и потому утопично. Фрейдистская концепция оказала и про-должает оказывать большое влияние на различные области культуры, и особенно замет ное - натеорию и произведения западного искусства. Меньшее влияние Ф. имеет сейчас в неврологии и психиатрии.

В начало словаря