Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Проблемы развития культуры. Взаимодействие различных культур

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Проблемы развития культуры. Взаимодействие различных культур

Культура - явление, которое изучается многими науками и видами знания, а чем же занимается философия. Культура многогранное явление. Ни одна наука о культуре не берет культуру как цело. Специфика философского познания - стремление осмыслить культуру как целостное явление. Философию интересует культура по отношению к человеческому бытию. Культура - способ бытия человека. В чем сущность культуры? Что такое культура? Эти вопросы не решены до конца. Количество определений перевалило за 1000. Культура - нечто искуственное, созданное человеком (в отличие от природы - натуры). В действительности они не противостоят друг другу. Культуру создает человек, но человек принадлежит и тому и другому. И человек создает культуру из того же вещества - из природы. Если все, созданное человеком, считать культурой, то не будеть общества => противопоставление невозможно. Ценностный подход: культура - совокупность ценностей, созданных человеком.(такой подход односторонен = ценности различаются способом их сознания) Деятельный подход: культура - совокупность видов деятельности, которые существуют в рамках общества, исторической эопхи.(такой подход односторонен) Если объеденить эти два подхода: культура - совокупность ценностей и видов деятельности, с помощью которых эти ценности создаются. Символический подход: ценности культуры = знаки и символы. Для философии важно то, что культура - результат стремления человека придавать смысл окружающему миру, его предметам и явлениям. Смысл бытия - придание смысла тому, у чего нет смысла. Чем выступает культура? Культура как способ бытия человека - главная функция с точки зрения философии. Человек должен пройти социализацию. Культура присутствует во всех областях деятельности человека.

Субъект и объект культуры. Субъект в смысле творец, создатель культуры - кто он? В узком смысле: субъект - отдельные единицы, создающие ценности. В широком смысле: субъект культуры - все общество: непосредственно творцы (художники, писатели), остальная часть общества, которые создают условия для творцов.

Объект культуры: Вся реальная действительность в тех пределах, в которых она познается человеком.

Более специфично: объект культуры - человек, индивид, личность. Для чего создается култура? Для окультуривания человека. Во время социализации человек - объект культуры. Диалог культур в современном мире.В исторической и фил литературе уже полтора века оживленно обсуждается вопрос о взаимодействии культур Востока и Запада. С древних времен различают Восточную и Западную цивилизации. Исследования историков показали, что с самого начала специфика цивилизаций была связана с особенностями трудовой деятельности людей, на которую влияли географическая среда, плотность населения и др факторы. Системы рисового орошения, которые требуют снабжение водой из одного центра, во многим стимулировали развитие азиатского способа производства, для которого характерно единоначалие и общественный характер работ, иерархия соц привилегий, а в дух сфере - ориентация на подчинение личностного сознания мировому абсолюту - Богу, Небу, Солнцу, и его наместнику на земле - императору или феодалу, господину. На развитие и особенности цив влияло и содержание религ и фил учений, которые, в свою очередь, определялись образом жизни и технологиями произ отношений. В Китае - буддизм и конфуцианство, в Индии - брахманизм и буддизм, философия йоги. Япония - буддизм, синтоизм. Восток - это так называемые традиционные общества (сюда же включаю Египет, Вавилон, исламскую культуру), и традиционные культуры, ориентированные на воспроизводство сложившихся соц структур, стабилизацию образа жизни. Традиционные образцы поведения, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как высшая ценность. Виды деятельности, их средства и цели менялись очень медленно, столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.В дух сфере - религ-мифологические представления и канонизированные стили мышления, научной рациональности противопоставлялась нравственно - волевая установка на созерцательность и безмятежность. ОТсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный, характерен подход "одно в одном" или" все во всем". Отрицание индивидуалистского начала и ориентация на коллективность, установка на адаптацию индивида к среде, а не изменению среды. Мистерия, интуитивизм, буддийская и исламская религиозные традиции, общинность, особый тип государственности, отсутствие равенства и свободы по общему закону. Формирование человека как послушного и добродетельного.

Циклическое время. Западная цивилизация развивалась по меньшим воздействием монолитных культовых структур и единоначалия. Она активно изменялась под воздействием науки, искусства, культуры. теперь под Западом понимается техногенная цивилизация, сложившаяся первоначально в Европе в 15-17 вв. и распространившаяся в дальнейшем на Сев Америку, Австралию. Сейчас причисляют и Японию. Характерно безудержное стремление к овладению силами и богатствами природы, которое приводит к ускоряющимся прогрессивным изменениям техники и технологической базы общ и связанных с этим наук, непрерывное изменение и обновление той искусственно созданной человеком среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастанием динамики общ отношений, их быстрое изменение и трансформация. В культуре доминирует научная рациональность, христианская традиция, в том числе протестантизм, появление которого и ознаменовало формирование нового общ, просветительство, представительная демократическая власть, приоритет индивидуалистского начала перед коллективистским, развитие НТР. Время линейное и поступательное. Эта форма распространяет свое влияние постепенно на весь мир, в том числе и на восточные цивилизации, не только Японию, но и др.

Отсюда проблемы России: можем ли мы воспринимать образцы западного поведения как идеал или они должны подвергнуться критике; каков путь вхождения России в мировую цив - зап или вост; что такое Россия вообще; каковы пути развития мир цив. Например, Япония, восприняв положительные традиции запада, осталась восточной по своему менталитету и способу усвоения человеческих ценностей. Культура России давно вошла в культуру Запада, что относится к христианству, соц утопизму, просветительству,элементам авангардизма и рационализма. Но в основном вошли рац слоем общественного сознания - ТОлстым, Чеховым, Пушкиным и тд. При этом в России есть элементы всех цив, кроме того, есть целые регионы, чисто западные или чисто восточной культуры, типа бурятов. Элементы азиатчины - община и коллективистски дух до сих пор, тяготение к деспотическому государству, религиозность и мистичность, при этом особое значение придается духовной сфере, нравственному совершенствованию человека.

Несколько концепций.

1.Россия идет самобытным путем, узловые точки ее культуры, менталитета, исторического поведения не имеют ничего общего ни с зап, ни с вост типом, абсолютная самобытность, "русскость".

2.Россия по своим биокультурным истокам и своему менталитету тяготея к западу, это просто недоразвитая часть зап культуры, должна ориентироваться только на нее. Все положительные и прогрессивные моменты в истории, то, что принимается положительным, всегда связано с вестернизацией, проведением реформ западного типа. Это и Рюрик на Русь пришел, крещение Руси, реформы Петра и Екатерины, отмена крепостного права, рыночная экономика. Но при этом эта позиция приводит к некритическому перениманию как хорошего, так и плохого. отрицательного в развитии. Сбрасывается со счетов колоссальное обратное воздействие России на западный мир, особенно в нравственном аспекте. Игнорируются наличие восточных моментов в развитии.

3.Россия представляет собой специфический тип евразийской культуры, связанный с ее географическим положением и нац составом населения, историей развития и взаим как с восточными, так и с зап соседями. Возникла в 20 гг нашего века в среде русской эмиграции. При этом в разные этапы развития России на авансцену выходили разные моменты и социокультурные ориентации: Киевская Русь - византийское влияние, татаро-монголы - восточное, Петр - западное. При этом русская культура не только впитывала, но и обогащала и перерабатывала эти элементы. Она синтезировала их в целостность. Особое место отводится азиатскому элементу, а именно централизованно-деспотическому государству, подчинение общ госву, стремление к экспансии, бытовой уклад Востока, психологическая установка на коллективность.

В начало словаря