Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Проблемы истины, истина, оценка, ценность

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Проблемы истины, истина, оценка, ценность

Понятия истинность и достоверность на протяжении веков были одними из центральных в философском изучении познания. В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса о истинности знания. Так, мы можем говорить о "истинном образе жизни", "истинной красоте". В более узком смысле под истинностью подразумевается точное и достоверное отображение реальности в знании. Именно так истину понимал ещё Аристотель, сформулировавший так называемую классическую концепцию истины, являющуюся основой и до сих пор. Согласно этой концепции, истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Казалось бы, классическая теория истины настолько ясна, что не может порождать каких-то серьёзных проблем. И длительное время к ней апеллировали как к чему-то очевидному и само собой разумеющемуся. Однако постепенно стали выявляться слабые места этой теории. Во-первых, дискуссии вызывала неопределённость понятия "соответствие". Как можно сравнить знание, которое является идеальным, с вещами, которые суть материальны? На самом деле мы сравниваем знание с фактами, но факты также выражаются в некоторых утверждениях. Во-вторых, как быть с утверждениями типа "энергия сохраняется", "всё имеет причину" и т. п.? С какого рода реальными объектами или фактами можно соотносить подобные утверждения, которые относятся ко всему на свете? Наконец, можно указать на плюрализм истины. Трудности теории истины привели к тому, что многие стали считать, что истина - это только регулятивная идея, некоторый идеал, к которому нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В этой ситуации появились также иные, чем классическая, концепции истины: когерентная и прагматистская. В когерентной теории основным критерием истинности какого-либо знания является его согласованность с более общей, охватывающей системой знания. Обычно сторонники этой концепции, среди которых был и Гегель, придерживаются философского монизма, представления о том, что мир суть единое целое. Когерентная теория истины отражает реальные механизмы рациональной приемлемости знания. С позиций прагматизма истинным признаётся такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике. В этом понимании практика есть критерий истины. Прогматистской трактовке истины также недостаёт интуитивно ощущаемого требования к истине как адекватному соответствию реальности. В вопросе о истинности знания остаётся ещё немало проблем.

В начало словаря