Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Биологическое и социальное в человеке

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Биологическое и социальное в человеке

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности. Конкретно историческую детерминацию форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Фил-я выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем чел-к может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое чел-к как личность.

Мы подходим к человеку с четырьмя разными его измерениями: биологическим, психическим, социальным и космическим. Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, а также в нерв-но-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах че-ловеческого организма. Под психическим понимается внутренний душевно-духовный мир человека - его сознательные и бессозна-тельные процессы, воля, переживания, память, характер, темпера-мент и т.д. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает феномен человека в его целостности. человеческое мышление являет собой слолсноорганизо-ванный био психосоциальный феномен, материальный субстрат которого, конечно, поддается биологическому измерению-(точнее, физиологическому), но его содержание, конкретная наполненность - это уже безусловное взаимопереплетение психического и социального, причем такое, в котором социальное, опосредствуясь эмоционально-интеллектуально-волевой сферой, выступает как психическое.

Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсов многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы "спустимся" на уровень существования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности f Психологическая наука дает богатый экспериментальный мате. ; риал, свидетельствующий о том, что лишь в условиях нормального человеческого общества возможны существование и развитие нор-мальной человеческой психики и что, напротив, отсутствие общения изоляция индивида ведет к нарушениям состояния его сознания, а также эмоционально-волевой сферы. Таким образом, идея человека предполагает другого человека или, точнее, других людей.

Ребенок, не впитавший в себя культуры общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ, например, Маугли не овладел ни прямой походкой, ни членораздельной речью, а произ-носимые ими звуки походили на звуки тех животных, среди которых они жили. Это яркий пример того, что человек в собственном смысле слова есть суще-ство социальное.

Причины биологического характера определяют индивидуаль-но-неповторимые особенности людей: набор генов, получаемых от родителей, уникален. Он несет информацию, предопределяющую развертывание свойственных лишь данному человеку признаков: особенности темперамента, характера, черты лица и вообще весь телесный облик. Еще Аристотель определял человека как "политическое живот-ное", тем самым подчеркивая наличие в нем двух начал: биологи-ческого и социального, т.е. человек не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Уже с мо-мента своего рождения человек не остается наедине с самим собой, в четырех стенах своего индивидуального кругозора; он приобща-ется ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чув-ствам всего человечества. Жизнь человека вне общества так Же невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на сухой песок. Отнимите, говорит Вл. Соло-вьев, у любого человека все то, чем он обязан другим, начиная от оих родителей и кончая государством и всемирной историей, - и не только от его свободы, но и от самого его существования не остается совсем ничего.

Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальные начала? Человек рождается как бисоциальное един-ство. Это значит, что он появляется на свет с неполностью сфор-мированными анатомофизиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, т.е. генетически они зало-жены .именно как человеческие. Механизм наследственности, оп-ределяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Новорожденный - не tabula rasa, на которой среда "рисует" свои причудливые узоры духа. Наследст-венность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свой-ствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым - их действиям, звукам и т.п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное каче-ство. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка - это привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все-таки в момент рождения он - лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей обще-ство, именно оно регулирует и наполняет его поведение социаль-ным содержанием.

Каждый здоровый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознани-ем, которое не является нашим природным достоянием. Сознатель-ные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром куль-туры. Таким образом, общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая в таком преобразо-ванном виде выступает основой (или материальным субстратом) его психической, сознательной жизнедеятельности.

Итак, человек, представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социально-го уровней, которые формируются из двух - природного и соци-ального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид - это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интег-ральное единство, приводящее к возникновению новой качествен-ной ступени - человеческой личности.

В начало словаря