Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Общее понятие культуры

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Общее понятие культуры

Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделя-лась, в конечном счете сводится к производству либо материаль-ных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, .а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют куль-туру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом .человека. Принято различать материальную и духовную культуру.

К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общест-венного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее раз-вития тесно связаны и определяются производственными отноше-ниями, господствующими в данном обществе. Понятие материаль-ной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, кото-рые служат человеку. Материальная культура является показате-лем уровня практического овладения человеком природой.

К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логи-кой мышления и богатством языка, уровень развития материаль-ных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в "вещной" форме: книги, картины, кино, ар-хитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотруд-ничает с современным поколением и является культурой, сокрови-щами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.

Таким образом, культура охватывает все достижения человече-ства в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами. Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализо-ванные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества. Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении при-роды, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры; Без передачи достижений человеческой культуры от одного поко-ления другому немыслима история: ребенок начинает думать и го-ворить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего че-ловека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает куль-туру, то культура создает человека.

Культура не пассивное хранение материальных и духовных цен-ностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для социального про-фесса. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культу-рой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, сло-вами и мыслями.

Культура - это не только результат человеческой деятельнос-ти, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуе-мые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.

Идея ценностей. Культура - это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечи-вающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Ведь не даром же говорят: "Он мне мил не потому, что хорош, а хорош, потому что мил". Таким образом, можно сказать, что ценность -" это субъективно-объектная реальность. Вот почему утверж-дая, что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на приоритет и объективность именно своего вкуса. "Приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что ему только нравится, хоро-шим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он усматривает объективную ценность". Нечего и говорить о том, насколько зна-чимы оценочные суждения для разумной ориентации человека в жизни.

Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее поколе-ние начисто отметало достижения предыдущего. В культурном на-следии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит буду-щему, от того, что уже отошло в прошлое.

В начало словаря