Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Проективный философский словарь
Смех

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э

Смех

Смех (смешное)

специфически человеческое переживание неожиданной радости торжества ценностной нормы (желаемого должного) и понимания этого торжества. Смеется только человек и только над проявлениями человеческого. Различные виды с. имеют единую природу и основаны на осознании несостоятельности отклонения от представления о желаемолм должном, задаваемых социально культурной идентичностью личности - ее принадлежностью национальной, профессиональной, возрастной, корпоративной и другим культурам и субкультурам, к которым относит себя сама личность. Поэтому с. - очень человечное проявление самого человеческого в человеке, а именно - его личностного начала, имеющего социально-культурную природу.

С. - типическое, массовидное, родовое явление. На этом основана природа комизма. Если уникальность, индивидуальная неповторимость личности глубоко трагична, то комизм всегда связан с типологическими чертами личности, ее облика и поведения [3]. Показательно, что в названиях комедий фигурируют имена нарицательные, в отличие от трагедий, в названии которых чаще всего - имена собственные.

Смешно то, что понятно и неопасно. Даже физиологический смех от щекотки возможен только при условии уверенности в доброжелательности щекочущего. С. предполагает несостоятельность отклонений, их посрамление, торжество разделяемой нормы. Это победительная эмоция, что позволило З.Фрейду трактовать с. как прорыв агрессивного бессознательного [4]. От инстинкта должного с. ведет к осознанию и утверждению идеала. Чему и как смеется человек - верный критерий нравственного и интеллектуального развития личности, уровня культуры, характера осмысления действительности и своего места в ней, «самая верная проба души» (Ф.Достоевский).

С.- важнейшая категория персонологии и культурологии. Он выражает конкретную конечного существа, пытающегося понять бесконечный мир и потому вынужденного постигать мир с какой-то позиции, в каком-то смысле. Он всегда ограничен рамками такого осмысления и понимания. Утверждая одни нормы и ниспровергая другие, с. способствует новому осмыслению, социализации. С. объединяет, но и разъединяет, противопоставляет людей. На этом основан его воспитательный потенциал. При этом с. - путь самопознания личности, культуры в себе и себя в культуре, механизм самозащиты и самоутверждения. С. дает возможность личности или сообществу прорыва к иному, взглянуть на себя и на происходящее извне, с позиции вненаходимости. Карнавал, шуты, юродивые, дзенский смех - встроенные в культуру институты и процедуры, позволяющие выйти в out, в контекст, за рамки этой культуры [1].

С. - точный и конкретный индикатор нормативно-ценностного содержания культуры. То, что не подлежит осмеянию, совпадает со сферой сакрального, священного в социальной культуре и нравственного стержня (идентичности) личности. О человеке, осмеивающем все и вся говорят, что у него нет ничего святого. Истерический смех - выражение сильного стресса, переживаемого личностью, выпавшей или выкинутой из привычной системы социальных и личностных отношений. Возможен и с. как бесстыдное самоутверждение за счет других. Поэтому, чем более продвинуты этнос, культура и личность в направлении защиты прав личности и свободы, тем менее глумлив с., тем реже он направлен на личность как таковую в ее уникальности и вообще - на других, но чаще - на самого себя, не на осмеяние, а на возвышение человека над его слабостями. Мера цивилизованности культуры и самоопределения личности - сдержанность в с., не хохот осмеяния, а улыбка понимания.

Особенность и противоречивость российского духовного опыта ярко выразилась в с.: святость и юродивость в нем идут рука об руку. С одной стороны, в русской культуре, особенно - литературе, многое сделано для раскрытия природы и роли с., его гуманистического начала, сказано решительное слово против бесстыдного глумливого смеха. С другой - жизненная практика русского с. преимущественно нигилистична, безапелляционно бессердечна и агрессивна по отношению к индивидуальной неповторимости личности.

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

2. Бергсон А. Смех. М., 1992

3. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.

4. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб-М., 1997.

Г.Л.Тульчинский

В начало словаря