Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
РАССЕЛ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РАССЕЛ

РАССЕЛ (Russell) Бертран (18. 5. 1872, Треллек, Уэльс,- 2. 2. 1970, Пенриндайдрайт, Уэльс), англ. философ, логик, математик, социолог, обществ. деятель. В области философии проделал сложную эволюцию, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковременного увлечения неогеге-ьянством в его англ. версии Р. перешёл к платоновскому варианту идеализма, а затем под влиянием Дж. Мура и А. Уайт-хеда - к неореализму. В 20-30-х гг., сблизившись с неопозитивизмом, Р. признавал реальность лишь «чувственных данных», трактуемых в духе концепции «нейтрального монизма», согласно которий истолковывал понятия «дух» и «материя» как логич. конструкции из «чувственных данных». В 40-50-х гг. Р. обращается к идеям Юма: он допускает существование «фактов», которые, в отличие от элементов «опыта», объективны, но объективность их основана лишь на вере в бытие внеш. мира.

Филос. эволюции Р. соответствовали изменения в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математич. логики к теоретико-познават. исследованиям. На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции Р. эта программа вела к растворению теории познания в логич. анализе, но в дальнейшем Р. вновь признал самостоят. значение филос. проблем.

Р. был создателем концепции логич. атомизма (нач. 20-х гг.) и основоположником философии логич. анализа. Большое место в его трудах занимает разработка филос. вопросов математики. Открытый Р. один из парадоксов теории множеств (т. н. парадокс Р.) привёл его к построению оригинального варианта аксиоматич. теории множеств и к последующей попытке сведения математики к логике. В написанном в соавторстве с А. Уайтходом трёхтомном труде «Principia Mathematiса» (1910-13) Р. систематизировал и развил дедуктивно-аксиоматич. построение логики в целях логич. обоснования математики (см. Логицизм).

По социологич. взглядам был близок к психологизму: в основе историч. процесса и поведения людей, по Р., лежат их инстинкты, страсти. Р. утверждал, что из совокупности ряда факторов, определяющих историч. изменения, невозможно выделить главный и выявить объективные историч. законы. В этике и политике Р. придерживался позиции бурж. либерализма, выступал против теорий, проповедующих поглощение личности обществом и государством. Он отрицательно относился к христианству. Особенностью этич. и обществ.-поли-тич. позиции Р. являлась активная борьба против фашизма, непримиримость к войне, насильств., агрессивным методам в междунар. политике. Р.- один из инициаторов Пагуошского движения. Нобелевская пр. по литературе (1950).

Scientific method in philosophy, Oxf., 1914; Our knowledge the external world..., Chi.- L., 1915; The problems of philosophy, L.- N. Y., [1920]; The analysis of mind, N. Y.- L., 1924; Introduction to mathematical philosophy, L., 1953; The analysis Of matter, N. Y.-L., [1954]; Logic and knowledge, L., 1956; Mysticism and logic, N. Y., 1957; My philosophical development, N. Y., 1959; An inquiry into meaning and truth, L., [1967]; The autobiography of Bertrand Russell, v. 1-3, L., 1967-69; в рус. пер.- Германская социал-демократия, СПБ, 1906; Проблемы философии, СПБ, 1914; Человеч. познание. Его сфера и границы, М., 1957; Почему я не христианин, М., 1958; История зап. философии, М., 1959.

История философии, т. 5, М., 1961, гл. 13; Haрский И. С., Философия Б. Р., М., 1962; Быховский Б. Э., Мееровский Б. Р., Атеизм Б. Р., в кн.: От Эразма Роттердамского до Б.Р., М., 1969; Hapский И. С., Помогаева Е. Ф., Б. Р.- философ и гуманист, «ВФ», 1972, № 6; Богомолов А. С., Англ. бурж. философия XX в., М., 1973, гл. 5; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 2, § 10; The philosophy of Bertrand Russell, ed. by P. A. Schilpp, v. 1-2, N. Y., 1963; Bertrand Russell. Philosopher of the century. Essays in his honour, L., 1967.

В начало словаря