Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
ПЕТРАЖИЦКИЙ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЕТРАЖИЦКИЙ

Лев Иосифович [13(25).4,1867, Кол-лонтаево Витебской губ.,- 15.5.1931, Варшава], социолог и правовед, основатель психологич. школы права. По национальности поляк. В 1898-1918 руководил кафедрой энциклопедии и истории философии права в Петерб. университете; с 1918 - кафедрой социологии Варшавского университета.

Филос. основы концепции П. близки эмпириокритицизму и имманентной школе. По П., реально существуют лишь психич. процессы, остальные социально-историч. образования суть их внеш. проекции - «эмоциональные фантазмы». В то же время, классифицируя науки по видам высказываний (по П., суждения о сущем составляют основу наук теоретических, а суждения о должном - практических), П. склонялся к неокантианству.

П. полагал, что науки о хозяйстве, праве, государстве, нравственности должны опираться на анализ психич. явлений. Считая неудовлетворительным деление психич. явлений на познание, чувство и волю (где первые два феномена - пассивны, а третий активен), П. ввёл понятие эмоций, носящих якобы двусторонний, активно-пассивный характер (напр., переживания голода, жажды и т. п.). Эмоции, по П.,- «истинные мотивы, двигатели» человеч. поведения. Среди различных эмоций особую роль играют эмоции этически-моральные и правовые. Моральные эмоции императивны, т. е. обязательны, правовые - императивно-атрибутивны, обладают обязательнопритязательным свойством: не только к.-л. лицо обязано что-то делать, но другое вправе требовать от него выполнения данных обязан-нотей. Развитие права, морали, эстетики и даже переход от правовой системы рабства к праву «свободного» труда и конкуренции - следствия и продукты «прогресса нар. психики».

Наиболее сильное обратное воздействие на общество оказывает право, которое П. разделяет на интуитивное и позитивное. Отсюда вытекает особое значение т. н. политики права, призванной очищать психику людей от антисоциальных склонностей и направлять их поведение в сторону общего блага. Именно политика права может и должна сознательно вести человечество вперёд в том направлении, куда оно движется бессознательно, эмпирически. Государство (как и все другие обществ. отношения, включая собственность) служит, но П., праву (т. е. общему благу), обеспечивает осуществление определ. системы правовых норм и изменяется в соответствии с её потребностями.

Психологич. концепция ГГ. не объясняет ни происхождения эмоций, ни конечных причин их эволюции; ей присущи внеклассовый подход к социальным отношениям, абстрактность и антимарксистская направленность.

Очерни философии права, в. 1, СПБ, 1900; О мотивах чело-веч. поступков, СПБ, 1904; Университет и наука, т. 1-2, СПБ, 1907; Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология, СПБ, 19083; Теория права и государства в связи с теорией нравственности, т. 1-2, СПБ, 1909-102; Die Fruchtver-theilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten, B., 1892; Die Lehre vom Einkommen, Bd l-?, B., 1S93-95; O ideale spolecznym i odrodieniu prawa naturalmgo, Wars·, 1925.

Социолог. мысль в России, Л., 1978; pssowska M,, Norma prawna l norma moralna u Petrazyckiego, Warsz., 1959; Kowalski J., Psychologicziia teoria prawa i panstwa Leona Petrazyckiego, Warsz., 1963.

В начало словаря