Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Современный философский словарь (1998)
КАРМА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КАРМА

КАРМА (санскр. - действие, обязанность) - общий для всех школ индийской религиозной философии термин, определяющий сущностные мотивы миропонимания и осмысления проблемы человека. Понятие К. включает два основных аспекта: 1. К. - закон воздаяния  за благие и дурные поступки, управляющий круговоротом перерождений (сансарой), общий для всех одушевленных существ; 2. К. - сумма жизненных целей, моральных намерений и стимулов действий индивида, определяющая его последующее перерождение. Концепция К. восходит к древнейшим ведическим традициям: в Ведах говорится о всемирном законе рта, по-разному проявляющемуся в различных слоях мироздания. В сфере живых существ этот закон явлен в виде К. В развитии религиозно-философской мысли понятие К. претерпевало некоторые изменения. Так, философия брахманизма нацелена на обоснование пути созидания благой К., позволяющей переродиться в теле представителя более высокой варны. Лишь брахману доступно непосредственное слияние с Богом, освобождающее от власти К. (в Ведах К. приписывается и богам). Буддизм рассматривает само обладание К. как источник возобновления страданий, отсюда - ориентация на радикальный разрыв, прекращение действия К. Путь такого деяния и составляет сущность буддистских вероучения и философии. Классический индуизм в целом заимствует буддистское представление о К., интерпретируя его в соответствии с особенностями религиозных верований и философских представлений различных течений данной традиции. В каждой из ортодоксальных школ индуистской философии функционирует то или иное представление о К., основные мотивы которого сводятся к следующему: К. порождается неведением (иллюзорным мировосприятием и самосознанием), невежеством (незнанием цели бытия), неправильным образом жизни, страстями и эгоистическими желаниями, страхом боли и смерти. Различие между учениями основных школ и их ответвлений обусловлено не только разницей миросистемных и теологических представлений, но и различием в понимании путей освобождения от К. Такое освобождение называется "мокша", следующее за мокшей состояние внекармического бытия - нирвана.

Е. В. Гутов

В начало словаря