Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Современная западная философия. Энциклопедический словарь
БРЭДЛИ (BRADLEY) ФРЭНСИС ГЕРБЕРТ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я

БРЭДЛИ (BRADLEY) ФРЭНСИС ГЕРБЕРТ

БРЭДЛИ (BRADLEY) Фрэнсис Герберт (1846-1924 )- представитель брит. абсолютного идеализма, продолжатель неогегельянской традиции Дж. Стирлинга, Т. Грина, Э. Кэрда. Исходный пункт рассуждений Б. - признание нетождественности видимости и реальности. В своих работах он отстаивал мысль о том, что вещи, отношения, движение, пространство, время, причинность составляют мир видимости, явленный обыденному сознанию и характеризуемый изменчивостью и противоречивостью. Но все это - лишь неадекватное проявление подлинной реальности - Абсолюта, который един, всеобъемлющ, непротиворечив, духовен и объемлет сущность и существование. Познание, ориентирующееся на существование, опирается на формальную логику и не может преодолеть неполноту и противоречивость, вследствие чего научное знание гипотетично, и хотя инструментально и практически эффективно, все же не является истинным знанием. Слабость формальной логики как методологии познания обусловлена, на его взгляд, ограниченностью индуктивизма и традиционной силлогистики. Адекватные же идеи, по Б., представляют собой вневременные идеальные значения: постижение реальности предполагает элиминацию временности и противоречивости, что доступно лишь "непосредственному восприятию", трансцендирующему себя и снимающему противоположность субъекта и объекта. Б. выступал против психологизма, эмпиризма, утилитаризма и натурализма в теории познания и этике. Зло есть моральный аспект противоречивой видимости, преодолеваемой посредством морального самосовершенствования. Он отвергал понимание человека как автономного природного существа: человек - общественное существо и несовершенная часть субстанциального целого. Средством его социализации не могут служить ни принципы утилитаризма, гедонизма, эгоизма, ни нормы трансцендентальной этики, отрывающей должное от сущего. Становление личности есть процесс самоосуществления нравственного субъекта, "реального Я", стимулируемый не факторами наличного бытия, а необходимостью обрести свое место в гармонизированном обществе. Б. полагал также, что в этом процессе важную нормативную роль выполняет религия, ибо Бог как моральный идеал есть воплощение Абсолюта.

Что есть реальный Юлий Цезарь // Вестник Московского ун-та. Философия. 1989, № 5; Principles of Logic. L., 1883; Appearance and Reality. L., 1893; Essays on Truth and Reality. Oxford, 1914.

В начало словаря