Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Современная западная философия. Энциклопедический словарь
БЛЮМЕНБЕРГ (BLUMENBERG) ХАНС

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я

БЛЮМЕНБЕРГ (BLUMENBERG) ХАНС

БЛЮМЕНБЕРГ (BLUMENBERG) Ханс (р. 1920) - нем. философ, проф. ун-тов Гамбурга, Гиссена, Бохума и Мюнстера.

Собственный философский проект заявил как "метафорологию" ("Парадигмы метафорологии", 1960). Мышление развертывается не столько в понятиях, сколько в образах - это справедливо, по Б., для всех эпох, включая и Новое время с его притязанием на понятийную рациональность. Исследование истории мышления вообще и истории философии в частности, взятое как исследование базовых для той или иной эпохи метафор, приобретает у Б. уже не исторический (историко-философский), а собственно философский статус (в этом пункте концепция Б. обнаруживает множество сходных черт с мыслями Гадамера, выдвинутыми в статье "История понятий как философия" (рус. пер. см. в: Г.-Г. Гадамер. "Актуальность прекрасного". М.,1991). Осмысленное представление о мире как о связном целом достигается именно благодаря метафорам Последние никоим образом не являются предварительной ступенью к понятию, как то полагают последователи гегелевской и кантианской традиций. В работе "ЛЕГИТИМНОСТЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ" (Legitimitat der Neuzeit, 1968) Б. выступает против рассмотрения данной эпохи сквозь призму теории секуляризации. Новоевропейское сознание рождается из той же потребности в смысле и тех же "смысловых ожиданий", что и предшествовавшие ему эпохи; его радикализм в противопоставлении "просвещения" невежеству коренится в неспособности утвердить себя иначе как через отвержение претензий теологии на универсальность. Рациональность человеческого жизнеустроения никогда не бывает полной; никакое просвещение не в силах упразднить миф. Тезис о неустранимости мифа скрупулезно разрабатывается в кн. "РАБОТА НАД МИФОМ" (Arbeit am Mythos, 1979) -едва ли не самом известном из многочисленных сочинений Б. Демонстрируя то обстоятельство, что "миф" всегда сопутствует "логосу" и предупреждая разум от впадения в самонадеянность Б., однако, свободен от иллюзий относительно возможности "ремифологизации" мира.

Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии // Вопросы философии. 1993, № 10.

J.Kirsch-Haenert. Zeitgeist - Die Vermittlung des Geistes mit der Zeit. Eine wissenssoziologische Untersuchung zur Geschichtsphilosophie Hans Blumenbergs. Fr./M., 1988.

В начало словаря