Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Современная западная философия. Энциклопедический словарь
ЭКЗИСТЕНЦИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я

ЭКЗИСТЕНЦИЯ

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (от лат. глагола ex-sisto, ex-sistere - происходить от, рождаться от, в переносном смысле - обнаруживать себя). Одна из философских категорий, описывающих конкретное бытие. Термин впервые появляется в Средние века. Тогда он обозначал специфический способ бытия вещи, которое производно от какого-то другого бытия (в конечном счете от божественного бытия). В этом схоластическом термине существенную роль играл префикс ех- (из). Предполагалось, что вещь существует потому, что она из чего-то происходит, чем-то обусловлена. Экзистенциальность тварного мира выражает его незавершенность, нетождественность себе, проистекающие из несовпадения во всякой сотворенной вещи ее сущности (бытия) и Э. Начиная с С. Кьеркегора и позже, уже в нашем веке в экзистенциализме на первый план выходит представление о безосновности и беспредпосылочности Э. (речь теперь идет исключительно о человеческом существовании), что связано с неприятием рационалистического редукционизма в интерпретации как мира, так и человека. Э. не выводится из чего бы то ни было, но констатируется, переживается. Ее, следовательно, нельзя объяснить, ее опыт невозможно непосредственно передать другому. Она фундаментально случайна. Наконец, особый смысл придается этому понятию у Хайдеггера. Как и в средние века,  Э. у него предстает динамической реальностью. Существование, по Хайдеггеру, есть "бытие-впереди-самого-себя" (das Sich-Vorweg-sein), т.е. проецирование себя в будущее. Человеческое бытие высвечивает себя вне сферы "публичности" в "бытии-к-смерти", в его конечности. Конечность означает временность. Когда Хайдеггер говорит о том, что сущность человека  есть его Э., то он прежде всего имеет в виду историчность человека, невозможную без "выхода из себя" и "возвращения к себе". В этом поиске себя впереди себя, понуждаемом его смертностью, человек обнаруживает себя как "место бытия", как "здесь-бытие".

В начало словаря