Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Современная западная философия. Энциклопедический словарь
СЕЛЛАРС (SELLARS) УИЛФРИД

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я

СЕЛЛАРС (SELLARS) УИЛФРИД

СЕЛЛАРС (SELLARS) Уилфрид (1912-1995) - амер. философ-аналитик, представитель научного реализма. Сын Р.В. Селларса. Воспитанный отцом в духе критического реализма, С. затем испытал сильное воздействие логического эмпиризма Карнапа. На его философские взгляды оказали влияние также идеи Пирса и оксфордской школы аналитической философии. Преподавал философию в Питсбургском ун-те. Одной из главных проблем для С. было преодоление свойственного неопозитивизму разрыва между рационализмом и эмпиризмом. Причину этого разрыва С. усматривает в "мифе о данных", согласно которому фундаментом знания, являются первичные "данные" ощущений, приобретаемые без всякого предварительного обучения, лишь в процессе непосредственного чувственного контакта с внешним миром. В противовес этой "догме эмпиризма", С. утверждал, что ощущения и восприятия становятся "данными", лишь получая интерпретацию в рамках принятой концептуальной схемы. Существуют два типа таких схем: "каркасы" обыденного опыта и научных теорий. Обыденный опыт позволяет строить "феноменальную картину мира", элементами которой являются фиктивные сущности - "объекты представлений"; научные теории - "ноуменальную картину мира", составленную из истинных отображений реального бытия, "научных образов". Проблема истинности "научных образов" - центральный пункт противоречий в его концепции. С одной стороны, истинность научных суждений должна удостоверяться "соответствием" с реальностью, с другой - это соответствие не может быть установлено вне рамок теории, истинность которой должна быть проверена. Такая проверка, как следует из критики "мифа о данных", не может опираться на "теоретически нейтральный" эмпирический базис. Поэтому критерием истинности теории объявляется успешность объяснения "феноменов" повседневного опыта, сама же эта успешность определяется прагматикой употребления научного знания и научной коммуникации. В результате научный реализм  С. вынужден искать компромисс с инструментализмом и прагматизмом, "гипотеза" о существовании объектов реального мира становится метафизическим постулатом его доктрины. Концепцию С. часто называют также "экспланативистским реализмом" за смещение центра тяжести в сторону логико-методологического анализа процессов объяснения явлений в рамках теоретических систем науки. Ему принадлежат оригинальные разработки в теории смысла и референции (функциональная концепция значения). Вслед за Пирсом, он понимает развитие науки как "самокорректирующийся процесс концептуальных изменений", т.е. непрерывный процесс обновления знания через совершенствование объяснительных возможностей науки и преодоление ее внутренних противоречий. Мышление он трактует как нейрофизиологический процесс и в качестве такового оно подлежит естественнонаучному анализу (тезис "научного материализма"), который должен объяснить факты "феноменального" видения мира человеком и, в конечном счете, привести к замене его научной картиной мира ("синоптическому" видению). В этике С. защищает позиции альтруизма и либерализма.

Научный реализм или "миролюбивый" инструментализм? // Структура и развитие науки. М., 1978; Science, Perception and Reality. L., 1963; Science and Metaphysics. L., 1968; Essays in Philosophy and its History. Pittsburg, 1974.

В начало словаря