Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Современная западная философия. Энциклопедический словарь
МУР (MOORE) ДЖОРДЖ ЭДУАРД

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я

МУР (MOORE) ДЖОРДЖ ЭДУАРД

МУР (MOORE) Джордж Эдуард (1873-1958) - брит. философ, один из основоположников аналитической философии, неореализма и метаэтических исследований. Преподавал философию в Кембридже (1911-39) и в ун-тах США (1940-1944). Главный редактор журнала "Mind" (1921-47). Учился у Брэдли и Дж.Э. Мак-Таггарта, однако не принял их абсолютного идеализма и развивал свои взгляды в направлении неореализма. Он отстаивал плюралистическую онтологию (в противоположность идеалистическому монизму), тезис о независимом существовании реальности и ее познаваемости, антипсихологизм в логике и эпистемологии. По М., понятие не является ни состоянием, ни частью, ни содержанием сознания, оно не есть также результат абстрагирующей активности сознания. Понятие - независимый и неизменяющийся объект мышления, последняя реальность. Истина суждения не зависит от его отношения к реальности, подобно тому как истинность суждений математики не зависит от существования ее предметов. Истина - простое понятие, характеризующее отношение понятий в суждении; это свойство не поддается анализу и постигается интуитивно. Суждения о существовании отличаются лишь тем, что включают в себя понятие существования. "Обращение к фактам бесполезно" - это высказывание М. является и основанием и результатом его позиции "концептуального реализма", развитой впоследствии Расселом и Витгенштейном в концепции "логического атомизма". Следующий этап эволюции его взглядов - реализм "здравого смысла" как результат понимания того, что объект ложного убеждения (и соответствующее суждение) не существует как факт, иначе это убеждение было бы истинным. Если же ложное убеждение не соотнесено с суждением, то приходится распространить это и на истинное убеждение. М. согласен с тем, что истина должна состоять в соответствии суждения с фактом, и дело философии - проанализировать природу этого соответствия.

В области философии морали М. занимал позицию "интуитивизма" и "негедонистического утилитаризма". Стремясь построить этику как научное исследование, М. обсуждал не только определение "добра", но и логическую правомерность способов этической аргументации: "добру как таковому" и "добру как средству" должны соответствовать и разные аргументы. "Добро как таковое" есть простое и неопределимое, интуитивно постигаемое понятие. Любая попытка его определить приводит к натуралистической ошибке (ее проявления - гедонизм, "метафизическая" этика, этический натурализм и утилитаризм). Определение "добра как средства" основано на интуитивном представлении о "добре как таковом" и на знании причинных зависимостей между поступком и его результатом. Из отождествления ценности и долга с "пользой" следует, согласно М., что утверждение "я морально обязан совершить этот поступок" тождественно утверждению "этот поступок обеспечит наибольшую возможную сумму добра в универсуме". Предположения о существовании бога и бессмертии души М. считает недостаточно обоснованными, Поэтому они отсутствуют в его обосновании морали.

Помимо критики отдельных аргументов идеалистов (в частности, Брэдли) М. стремится опровергнуть фундаментальное положение всех идеалистических построений, доказывая необоснованность тезиса о духовной природе реальности. Рассматривая ощущение и восприятие как "знание о" или "осведомленность о" чем-то, он обосновывает отличие ощущений от их предмета. Он утверждает, что логика сознания одинакова в отношении всех его объектов, и существование материальных предметов засвидетельствовано не в меньшей степени, чем существование ощущений: и те и другие непосредственно представлены в сознании. М. исходит из достоверности убеждений "здравого смысла", считая знание о существовании материальных предметов и "других сознаний" абсолютно достоверным.

М. не построил собственной философской системы и не стремился к этому. Вместе с тем он внес существенный вклад в становление и развитие методов аналитической философии. В его работах можно найти разные формы анализа; заимствованные и критически переосмысленные Витгенштейном, Уиздомом, Малкольмом и др., они во многом определили стиль этого направления в философии.

И.В. Борисова

Принципы этики. М., 1984; Опровержение идеализма // Историко-философский ежегодник. М., 1987; Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993; Principia Ethica. L., 1903; Ethics. L., 1912; Philosophical Studies. L., 1922; Some Main Problems of Philosophy. L., 1953; Philosophical Papers. L., 1959.

В начало словаря