Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Современная западная философия. Энциклопедический словарь
ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я

ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА

ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА - одна из школ европейской аналитической философии, образованная группой логиков и философов, работавших в период между двумя мировыми войнами в Варшаве и Львове. Основатель школы - Твардовский, ученик Брентано. Главные представители: Лукасевич, Лесьневский, Котарбиньский, Айдукевич, Тарский, Т. Чежовский, 3. Завирский, В. Витвицкий, В. Татаркевич, С. и М. Оссовские, Б. Собоцинский, X. Мельберг, С. Леевский, М. Кокошиньская, И.Домбска, К. Куратовский, Е. Слупецкий и др. Для школы было характерно резко отрицательное отношение к иррационализму, стремление к сближению философских и научных исследований, к приданию философским рассуждениям доказательного и логически строгого статуса. Важнейшим средством достижения этих целей считался логический анализ  языка науки и философии, способствующий устранению неточностей и двусмысленностей, которыми, как полагали представители школы, питаются спекулятивные философские концепции. Школа внесла значительный вклад в теорию множеств, логическую семантику и семиотику, модальную и многозначную логику, в разработку "неоклассических" систем математической логики. Представителям школы принадлежат ценные металогические и методологические исследования (теория индукции, строения и функции научной теории, разработка аксиоматического метода, исследования по теории вероятностей, принципы построения иерархии формализованных языков), ряд важных работ по психологии, социологии, науковедению, истории философии и логики.

Философские воззрения представителей школы не были однородными и вполне последовательными; их эволюция происходила в сторону размежевания реалистических, материалистических и идеалистических тенденций. Ориентировка на логико-аналитические методы, скептицизм по отношению к традиционной ("доаналитической") философии, идеи "демаркационизма" ("очищения" языка науки и философии от "псевдопонятий" и связанных с ними "псевдопроблем" мировоззренческого плана), стремление к эмпирическому обоснованию научного знания сближали Л.-в.ш. с логическим эмпиризмом. Но наряду с неопозитивистской в школе были и другие, иногда противоположные неопозитивизму тенденции. Отдельные ее представители развивали философию материалистического номинализма (Котарбиньский, Лесьневский, 3. Завирский, Л. Хвистек, С. Балей), теорию познания в духе феноменологии (Ингарден, Б. Блаустейн), неотомистскую концепцию истины (Й. Саламуха, Ф. Климке), конвенционалистскую концепцию научных теорий (Айдукевич). В борьбе с иррационализмом и субъективным идеализмом Л.-в.ш. пыталась найти твердую опору в науке, ее методах и результатах. Школа сыграла значительную роль в польской науке и культуре первой половины XX в., выдвинула польских логиков и математиков на видное место в мировой науке. Она создала устойчивую традицию философских исследований, образования и коммуникации в философском сообществе, способствовала повышению престижа и роли философии в польской культуре. Школа распалась в 1939 после оккупации Польши. Некоторые её представители погибли, другие эмигрировали. После второй мировой войны часть представителей школы участвовала в процессах культурного возрождения страны, в развитии польской высшей школы и академических философских исследований.

В. Н. Порус

S. Zameski. Koncepcja nauki w szkole Lwowsko-Warszawskiej. Wroclaw, 1977; I. Wolenski. Filozoficzna szkola Lwowsko-Warszawska. Warszawa, 1985; Polska filozofia analityczna. Analiza logiczna i semiotyczna w szkole Lwowsko-Warszawskiej. Wroclaw, 1987.

В начало словаря