Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Современная западная философия. Энциклопедический словарь
ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я

ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ

ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ - концепция, представленная в философии Рассела и раннего Витгенштейна. Наиболее полно выражена в расселовских лекциях "Философия логического атомизма" (1918) и статье "Логический атомизм" (1924). Согласно Расселу, вселенная плюралистична и состоит из отдельных элементов (он не указывает, конечно или бесконечно их число). Такая позиция противостояла монизму брит. абсолютного идеализма. Элементы ("атомы") имеют логический характер и потому далее не разложимы, фиксируя предел анализа. В отличие от сложных объектов ("логических фикций") они являются абсолютно простыми и обладают простыми качествами, а также вступают во внешние (несущностные, функциональные) отношения друг с другом. "Атомы" обозначаются в языке с помощью "логически собственных имен". Последние указывают на объекты в мире, данные в непосредственном "знании-знакомстве". Элементарные знаки соединяются в атомарные предложения,  в которых фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие некоторого отношения ("это белое", "это слева от того" и пр.). Такие предложения обозначают элементарные факты. С помощью логических связок атомарные предложения соединяются в молекулярные; при этом, однако, молекулярные факты сами по себе не существуют, ибо ничто в мире не соответствует словам "и", "или", "если". Молекулярные предложения суть функции истинности входящих в них атомарных предложений. В концепции Витгенштейна периода "Логико-философского трактата" элементам языка ("имена") также соответствуют элементы реальности ("объекты") как их семантические значения. В отличие от Рассела вопрос о характере "объектов" его не интересовал. Соединение "объектов" дает элементарные, взаимно независимые факты ("положения дел"), которые обозначаются в языке с помощью элементарных предложений. Отказ от идеи независимости последних положил начало трансформации учения Витгенштейна на рубеже 30-х годов.

В начало словаря