Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Современная западная философия. Энциклопедический словарь
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - одно из направлений аналитической философии, получившее наибольшее распространение в Великобритании, США и некоторых других странах в 30-60-е годы. Впервые метод философского анализа естественного языка был разработан Муром. Другим важным источником для возникновения Л.ф. явилось учение позднего Витгенштейна, его теория языкового значения "как употребления". В основном разделяя критическую антиметафизическую установку логических позитивистов в отношении "традиционных" способов философствования, представители Л.ф. иначе объясняли причину возникновения философских заблуждений, которую они находили не в сознательной эксплуатации "метафизиками" неточностей и двусмысленных форм языка, а в самой его "логике", его "глубинной грамматике", порождающей парадоксальные предложения (типа предложения, на которое обратил внимание Мур: "Идет дождь, но я в это не верю") и всевозможные лингвистические "ловушки". Согласно Витгенштейну и некоторым его последователям из Кембриджского ун-та, философские заблуждения устраняются путем прояснения и детального описания естественных (парадигматических) способов употребления слов и выражений, включения слов в органически присущие им контексты человеческой коммуникации ("языковые игры" ), введения в качестве критерия осмысленности требования, чтобы любое употребляемое слово предполагало возможность своей антитезы, осуществления номиналистической критики тенденции к унификации различных случаев употребления слов и других приемов. При этом в отличие от логических позитивистов, сторонники Л.ф. не призывали к "усовершенствованию" естественного языка по образцу формализованных логических языков или языков науки. Одна из школ Л.ф. (Уиздом, М. Лазеровиц, Э. Эмброуз) разработала сугубо "терапевтическую" интерпретацию целей и задач философии, сблизившись в этом отношении с психоанализом. Другая группа лингвистических философов - оксфордская школа  "обыденного языка" - стремилась прежде всего к созданию позитивной концепции языковой деятельности. Ей были разработаны оригинальные идеи, введен в оборот новый категориальный аппарат для анализа языковой коммуникации (теория "речевых актов" Остина), описания способов употребления психологических понятий (Райл), выявления "концептуальной схемы" языка и познания (Стросон), анализа моральных высказываний (Р. Хеар). Начиная с 60-х годов происходит сближение проблематики и исследовательских подходов Л.ф. и ряда направлений современный лингвистики (прежде всего в области лингвистической прагматики). Некоторые первоначально выдвинутые в Л.ф. концепции получают формально-логическую трактовку (таковой, напр., является иллокутивная логика Сёрла, навеянная идеями Остина).

Л.Ф. Грязнов

Проблемы и противоречия буржуазной философии 60-70-х годов. М., 1983; Философия. Логика. Язык. М., 1987; M.J. Chariesworth. Philosophy and Linguistic Analysis. Pittsburgh, 1959; F. Waismann. The Principles of Linguistic Philosophy. L., 1965; J.J. Katz. Linguistic Philosophy. L., 1971; R. Rorty. (ed.)The Linguistic Turn. Chicago, L., 1975.

В начало словаря