Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Современная западная философия. Энциклопедический словарь
КОТАРБИНЬСКИЙ (KOTARBINSKI) ТАДЕУШ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я

КОТАРБИНЬСКИЙ (KOTARBINSKI) ТАДЕУШ

КОТАРБИНЬСКИЙ (KOTARBINSKI) Тадеуш (1886-1981) - польск. логик и философ, один из главных представителей Львовско-варшавской школы. С 1919 - проф. Варшавского ун-та, в 1957-62 - президент Польской академии наук. К. занимал позицию, близкую к номиналистическому материализму, сочетавшемуся с рационалистической теорией познания и аналитическим стилем, акцентирующим логическую реконструкцию языка философии и науки как условие освобождения от смутных и неоднозначных понятий. В 20-е годы К. сформулировал направленную против субъективно-идеалистических и неореалистических интерпретаций науки программу "реизма", или "конкретизма" (от лат. res - вещь, koncreto - материя, вещество). Она постулировала реальность существования только телесных объектов (вещей) и отвергала реальность существования свойств и отношений помимо вещей. Значением имени является вещь, а общие имена, названия свойств и отношений должны рассматриваться как метафоры или сокращения, которые в принципе можно элиминировать из языка науки. Вещь - любой предмет с пространственно-временными характеристиками. "Реизм" отвергает психофизический параллелизм  и трактует психические процессы как деятельность организмов и состояния нервной системы.

Номиналистическая программа "реизма" встретилась с принципиальными затруднениями; невозможностью "реистического" обоснования объективности познания, адекватности субъективных образов познаваемым предметам, разрывом между вещами, с одной стороны, и их свойствами и отношениями - с другой. В плане методологии трудность состояла в интерпретации теоретических терминов: последовательный "реизм" должен видеть в этих терминах "псевдоимена", не имеющие реальных дисигнатов, но в то же время теоретические термины неустранимо существенны для развития научного познания. Номиналистическая трактовка логики и математики сталкивается с непреодолимыми¤ препятствиями при "переводе" классических понятий (классы классов, кардинальные числа и проч.) в язык первопорядкового исчисления предикатов. В более поздних работах К. признал объективность свойств и отношений, настаивая, однако, на вторичном, производном характере их существования.

Аналитический стиль мышления был перенесен им в сферу этики и практической деятельности. Он сформулировал программу праксеологии как общей теории рациональной деятельности, привлекшую внимание ученых различных специальностей: логиков, экономистов, психологов, кибернетиков. Основной принцип этики К., которую он противопоставлял утилитаризму, а также религиозной морали, гласит: "человек должен стремиться к уменьшению зла в жизни всех существ, на судьбы которых он может оказать влияние". Принцип "минимизации зла" допускал различные прочтения: индивидуалистическое самоусовершенствование, непротивление злу  насилием, активное сопротивление злу, включая борьбу за социальное равенство  и справедливость.

В. Н. Порус

Развитие праксеологии // Польское обозрение. 1962, № 12-13; Избранные произведения. М., 1963; Трактат о хорошей работе. М., 1975; Utylitaryzm w etyce Milla i Spencera. Krakow, 1915; Wybor pism. T. 1-2. Warszawa, 1957-58; Elementy teorji poznania, logiki formalnej i metodologii nauk. Wroclaw, 1961.

В начало словаря