Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Современная западная философия. Энциклопедический словарь
ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ - свойство опыта о мире различных субъектов, связанное с объективностью, независимостью этого опыта от личностных особенностей и ситуаций. Проблема И. возникает как попытка ответить на вопрос, как индивидуальное сознание выходит к опыту другого "Я" и через это - к универсальному горизонту опыта. Эта проблема возникает в монистически ориентированных версиях трансцендентализма (впервые в ясном виде у Фихте), где трансцендентальный субъект  полагается реально действующим началом смысловой определенности мира и изучается как таковой путем выявления действий, производящих как собственные, так и трансцендентные структуры. К числу последних относятся не только внешне воспринимаемые предметы, но и другие личности.

И. получила специальную разработку в феноменологии Гуссерля, ("К феноменологии интерсубъективности", "Картезианские медитации", "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" ), где она исследуется через раскрытие имплицитных и эксплицитных интенциональностей и мотиваций, в которых трансцендентальное Я удостоверяется в существовании и опыте Другого. Важную роль здесь играет телесный опыт. Этот опыт Другого (находящегося всегда в абсолютной точке "там", вне моего тела) не может быть мной (живое тело  которого всегда в абсолютной точке "здесь") пережит в своей подлинности. Аппрезентация Другого в сфере моего собственного опыта возможна благодаря переносу в фантазии моей телесности в тело Другого и пониманию на этой основе по аналогии со своей - чужой субъективности. В конечном счете механизм опыта Другого определен временным характером бытия-сознания: Другой во мне самом получает значимость через мои собственные воспоминания самого себя (внутреннее сознание-время). Интегральным аналогом интенционального предмета И. выступает жизненный мир,  лежащий в основе всех опосредованных связей между людьми.

Сартр заменяет трансцендентальное Я потоком безличных актов свободы, в которых конституируются все значимые феномены, в том числе и само Я; отношение между отдельными сознаниями мыслится как фундаментальный конфликт несовместимых свобод. Для Мерло-Понти исходным является не самосознание, а тело, которое через восприятие выступает основой языка и истории как интерсубъективных феноменов. Сознание при этом характеризуется посредством вовлеченности в мир - своего рода экзистенциальным аналогом интенциональности. К проблематике И. относятся и многие разработки психоанализа (напр., идея "архетипа" Юнга). В аналитической философии понятие И. обсуждается в контексте проблематики объективных значений языковых и логических форм, а также - "языковых общностей" (Хинтикка). С ним также связан вопрос о возможности знания о других сознаниях. Понятие И. - одно из ключевых в феноменологической социологии (Шюц, А. Сикурел, Г. Гарфинкель), ее анализ ведется в поиске типических, взаимосогласованных структур сознания и поведения индивидов, формируемых в коммуникациях, интеракциях, в смене социальных ролей и т.д.

В.В. Калиниченко

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1970; К. Held. Das Problem der Intersubjektivitat und die Idee einer phenomenologischen Transzendentalphilosophie // Perspektiven transzendentalphenomenologischer Forschung. (Hrsg. K.Held, U.Claesges). Haag, 1972.

В начало словаря