Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Современная западная философия. Энциклопедический словарь
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - направление в европейской теологии протестантизма 20-30-х годов XX века, близкое по происхождению и теоретическим установкам экзистенциализму. Принципы Д.т. как течения были сформулированы в 1921-22 в работах К. Барта, Э. Брукнера, Бультмана, Гогартена, Э. Турнейзена; в 1923 был создан его печатный орган "Zwischen den Zeiten" ("Между эпохами"). Манифестом Д.т. стала кн. К. Барта "Толкование на послание апостола Павла к римлянам" (1919). Путь Д.т. задуман ее инициаторами как "диалектический": путь к утверждению через отрицание и противоречие. Исходный пункт Д.т. - безнадежность всех попыток определить содержание веры через какие-либо теологические или культовые манипуляции, вообще через "религию", которую Д.т. резко противопоставляет "вере". "Религия" порочна потому, что стремится связать несвязуемое: "не-наглядного" и "не-вещного" Бога с наглядным и вещным миром человеческого интеллекта и воображения. Застывание евангельской веры в "христианскую религию" рассматривается как возврат к тому, что было исторически преодолено. Усматривая в религии иллюзию, благодаря которой человек под видом Бога получает собственный мистифицированный образ, Д.т. готова солидаризироваться с атеистическим антропологизмом Фейербаха. Однако отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, Д.т. утверждает веру в абсолютно трансцендентного по отношению ко всему человеческому Бога. Бог есть "критическое отрицание" всего, совершенно непредметный источник кризиса всякой предметности, судия, небытие мира. Краски для описания трансцендентности Бога Д.т. заимствует у разработанного Отто и неокантианской религиозной философией понятия "совершенно иного", переосмысляя его в духе доктрины Кальвина о запредельном "величии Божьем" и учения Лютера о Боге как огненном море гнева, истребляющем все человеческое. Именно в гневе Бога Д.т. видит единственную возможность милости Бога, в его немыслимости - единственную возможность его мыслить. Человек может обрести отношение к Богу лишь на пределе своего бытия, лишь будучи "снят" Богом в диалектическом отрицании, происходящем через "свершение" Голгофы.

В той мере, в какой человек тождественен себе, он не может веровать, а в той мере, в какой он верует, он не тождественен себе.

В исторической перспективе учение Д.т. предстает как возвращение к основным идейным мотивам инициаторов Реформации - Лютера и Кальвина. Отвержение "религии" - это логический предел лютеровского отвержения "оправдания делами". Чтобы ответить на вопрос, на который впервые отвечал Лютер: как вера может жить рядом с новоевропейским нигилизмом, Д.т. должна была покончить с либеральным протестантизмом XIX века, растворявшим религию в стихии безрелигиозной цивилизации, откровение - в истории, веру - в психологии. Возвращаясь к истокам протестантизма, Д.т. оказалась в русле довольно широкого течения протестантской неоортодоксии. Распад течения Д.т. был связан, во-первых, с политическими событиями 30-х: если К. Барт и Тиллих стали провозвестниками христианского сопротивления гитлеризму, то Гогартен примкнул к пронацистскому течению так называемых "нем. христиан". Во-вторых, неустойчивое равновесие "да" и "нет" в доктрине Д.т. легко нарушалось в том или ином направлении. Бультман пришел от Д.т. к провозглашению "демифологизации" христианского учения, Тиллих наметил возможности отказа от императива веры в Бога, широко используемые новейшей протестантской теологией, и пытался включить в теологию мировоззренческие элементы чисто секулярного происхождения; Бруннер перешел к построению новой "естественной теологии", что вызвало резкую отповедь К. Барта. В США эпилогом европейской истории Д.т. явилась деятельность Нибура, заимствовавшего у своих нем. предшественников критику теологического либерализма и социального оптимизма.

С. С. Аверинцев

К.Barth. Romerbrief. Munchen, 1922; R.Bultmann. Glauben und Verstehen. Tubingen, 1958-1962; P.Tillich. The Protestant Era. Chicago, 1966; H.R.Niebuhr. Christ and Culture. N.Y., 1975.

В начало словаря