Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Великие философы: учебный словарь-справочник
Цицерон Марк Туллий

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Цицерон Марк Туллий

Цицерон Марк Туллий (106-43 до н.э.) - крупнейший древнеримский философ, выдающийся государственный деятель и оратор.

Цицерон получил широкое образование и в течение всей своей жизни занимался активной политической деятельностью, создав свои философские произведения лишь в конце жизни, когда отошел отдел.

Его перу принадлежат сочинения: «Тускуланские беседы», «О судьбе», «О природе богов», «О законах» и др., в которыхв основном содержатся переложения древних и современных автору философских учений и взглядов, собранные для того, чтобы взять у них самое лучшее.

Цицерон - главный представитель эклектизма, который, по его замыслу, соединяет в себе самое лучшее, что есть у других философов, то, что является самым истинным. Философским источником эклектизма мог бы служить скептицизм, утверждавший, что разные философские положения равносильны. На основе скептицизма оказалось возможным сближение таких разных философских течений, как академическая философия, учение Аристотеля, стоицизм. Лишь эпикуреизм оставался в этом отношении принципиальным учением, не заимствуя у других свои положения.

Эклектизм в основном опирается на всевозможные концепции древнегреческой философии - платонизм, аристотелизм, пифагореизм, стоицизм, скептицизм. Эклектические идеи уже в значительной степени присутствуют в стоицизме.

Цицерон рассматривал философию в качестве своего рода утешительницы и целительницы. Поэтому он видел в философии прежде всего практическую сторону, через которую преломляются все взгляды в философских течениях. Он пишет, что заниматься философией его побудила «душевная скорбь, вследствие великого и тяжкого удара судьбы. Если бы я мог найти большее утешение от какого-нибудь другого занятия, я предпочел бы прибегнуть к нему [не к философии]. А тем средством, к которому я прибегнул, я не мог воспользоваться лучше, чем отдавшись не только чтению книг, но также изучению всей философии» [Философские трактаты. М., 1985. С. 62-63].

Задача философии, по Цицерону, состоит в «возделывании души» [Тускуланские беседы]. «Сила философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи» [Там же]. По мнению Цицерона, чтобы использовать эту психотерапевтическую функцию философии, следует изучать различные философские системы, историю философии. Поэтому сочинения Цицерона полны историко-философского материала из древнегреческой и раннеримской истории.

Свою эклектическую позицию Цицерон обосновывает тем, что при решении всех философских вопросов следует «обсуждать все с противоположных сторон, ибо иначе нельзя составить правдоподобное мнение о той или иной вещи» [Тускуланские беседы]. Таким же образом подходили к философии и скептики из Академии. Цицерон принимает стоический взгляд на природу как на гармоничное тело, которое содержит в себе разумное начало. Однако философские проблемы бытия и познания отступают у Цицерона на второй план, на первом же стоят проблемы этики, религии и государства. Образцом поведения он считает все то, что прекрасно, нравственно. Добродетелями для него выступают познание, справедливость и благотворительность (как одна добродетель), величие духа и благопристойная уверенность (тоже как единая добродетель). Из этих добродетелей вырастают те практические обязанности, которым каждый должен следовать.

Цицерон соединяет в своей философии и стоицизм, и скептицизм, и платонизм, и аристотелизм. Все же ему больше по душе пробабилистский скептицизм академиков-скептиков. Он пишет: «Все оспаривать и ни о чем не высказывать определенного мнения» [О природе богов. I.V. 11].

Он полагает, что «при обсуждении следует придавать больше значения силе доказательств, чем авторитету» [Там же. I.V. 10]. Цицерон выступает как против догматизма, так и против авторитаризма.

В социальных вопросах он стоит на позициях смешанной формы государственного устройства, которая объединяет в себе достоинства монархии, аристократии, демократии. Подразумевается, что эти формы лишены всех своих недостатков.

Заслуга Цицерона состоит в том, что он в своих сочинениях сформировал философский язык в латинской терминологии. Но он не просто переводит с греческого языка на латинский философские понятия, а преобразует всю философию в духе римского миропонимания.

Философия Цицерона показывает, что так называемый эклектизм является не просто смешением разных понятий, в результате чего возникает нечто пуганое и противоречивое. Эклектизм содержит в себе потребность синтезировать целостное воззрение на мир - как и другие более односторонние концепции.

В начало словаря