Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (Petrus Lombardus) (ок. 1095- 1160) - средневековый философ и теолог. Род. в Ломбардии, в окрестностях г. Новара. Будучи низкого происхождения, он, тем не менее, смог получить хорошее образование в Болонье, после чего при содействии Бернара Клервоского перебрался в Париж. Длительное время П.Л. преподавал в парижской кафедральной школе, а за год до смерти (в 1159) стал епископом Парижа.

Широкую известность П.Л. получил благодаря своей «Книге сентенций» - систематическому изложению христианской догматики. Хотя поначалу это сочинение вызвало неоднозначную реакцию в церковных кругах, впоследствии оно стало основным учебником по теологии, который читался и комментировался во всех европейских ун-тах вплоть до 15 в., а кое-где и позднее.

Будучи в первую очередь теологом, П.Л. стремился не столько к филос. осмыслению христианского учения, сколько к тому, чтобы примирить подчас несогласующиеся мнения церковных авторитетов и интегрировать их в единую непротиворечивую систему, пригодную для образовательных нужд. Отсюда и компилятивный характер его «Сентенций». В книге собраны мнения многих признанных Учителей Церкви (преимущественно Августина) и некоторых позднейших авторов, которые составляют бoльшую часть главного сочинения П.Л. С др. стороны, «Книгу сентенций» нельзя назвать образчиком дурного эклектизма, поскольку произведение отличают непротиворечивость и логическая строгость изложения, а отсутствие оригинальности компенсируется прекрасным знанием и глубоким пониманием материала.

Любое исследование Священного Писания, по мнению П.Л., подразделяется на учение о вещах и учение о знаках. При этом знаки также являются вещами, но не всякая вещь является знаком. Собственно знаками П.Л. именует церковные таинства, как символы благодати, а вещами - все остальное. Вещи, в духе Августина, П.Л. классифицирует следующим образом: 1) объекты наслаждения (Бог); 3) объекты пользования (мир); 3) вещи, наслаждающиеся и пользующиеся (человек). На основании этого «Сентенции» разделяются на четыре основные части. Первая посвящена Богу, вторая - творению, третья - воплощению Иисуса Христа, четвертая - таинствам.

Представления П.Л. о природе Бога целиком вписываются в общую зап. христианскую традицию, восходящую к Августину. Бог - единственно подлинное бытие, он вечен, неизменен, абсолютно прост. При этом Он един в трех лицах, благ и наделен волей, сообразно которой и творит мир из ничего. Существование Бога может быть доказано средствами разума. П.Л. приводит четыре способа (пути) такого доказательства, которые, однако, имеют общий характер восхождения от творения к Творцу; от изменяющегося к неизменному, от тела к уму и к Творцу тел и умов и т.д.

Несмотря на теологический характер «Книги сентенций», многие проблемы, затронутые П.Л., стали в связи с распространением его книги как учебника предметом широкого обсуждения и исследования, в т.ч. филос. Отсюда то значительное влияние, которое сочинение П.Л. оказало на философов и теологов позднего Средневековья. В числе комментаторов «Сентенций» были Бонавентура, Дунс Скот, У. Оккам и др.

В начало словаря