Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
НОЗИК

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НОЗИК

НОЗИК (Nozick) Роберт (р. 1938) - амер. философ. Широкую известность Н. принесла работа «Анархия, государство, утопия» (1974). Выдвинутая в ней концепция радикального либерализма противостоит как консервативной философии права Дж. Ролза, так и социалистическому (в частности, марксистскому) истолкованию гос-ва и права. Вместе с тем Н. - противник и ехидный критик анархистского негативизма по отношению к государственно-правовому регулированию общественной жизни. Общество, по Н., складывается как результат свободных обменов между индивидами. Нормативные рамки задаются исключительно естественными индивидуальными правами (к числу основных естественных прав относится прежде всего право индивида на свободу и равенство). Поэтому легитимным может считаться лишь такое гос-во, которое отвечает этим правам. Гос-во возникает как непреднамеренный результат актов обмена и взаимной передачи компетенций. Гос-во не обладает безусловным правом требовать от индивидов, живущих на определенной территории, чего бы то ни было (будь то уплата налогов или исполнение воинской повинности). Граждане, в свою очередь, не обладают правом требовать от гос-ва социальных гарантий или льгот. Вмешательство гос-ва в действия индивидов оправданно лишь в случаях, когда 1) эти действия ограничивают свободу др. индивидов и когда 2) индивиды добровольно передают гос-ву часть своих естественных прав. Роль гос-ва должна сводиться поэтому к роли «ночного сторожа» - возникая на рынке индивидуальных соревнований, оно есть не что иное, как всеобщая организация по охране основных прав человека. С этих позиций Н. критикует теорию справедливости Ролза. Если Ролз понимает блага как дары Бога, которые лишь надлежит правильно распределить, то Н. подчеркивает сотворенность любых благ, а значит, право индивидов на обладание благами, которых они добились.

В др. своей работе «Философские разъяснения» (1982) Н. выступает не только как социальный философ, но и как систематик, разрабатывающий традиционные проблемы онтологии и эпистемологии с целью обоснования своей этической позиции. Задачу философствования как такового Н. видит не в навязывании другим собственного мнения в качестве единственно истинного, а в прояснении такой позиции, в которой наши убеждения выдерживали бы напор иных убеждений. Подлинная цель философии состоит, т.о., в том, чтобы обезопасить нашу систему убеждений от деструкции. Мы должны, в частности, научиться, сохраняя веру в объективную истину, не закрывать глаза и уши перед лицом критики, исходящей от носителей чуждых нам убеждений.

В начало словаря