Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
НИБУР РИЧАРД

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НИБУР РИЧАРД

НИБУР Ричард (1894-1962) - представитель диалектической (неоортодоксальной) теологии, историк и философ культуры, брат Райнхольда Нибура. Учился в Элмхерском колледже, теологической семинарии в Идене, в Вашингтонском и Йельском ун-тах. В 1916 возведен в сан пастора евангелической церкви, в 1924 получил степень доктора философии. С 1931 до конца жизни - проф. теологии и этики в Йельской богословской школе. В центре его исследовательских интересов - проблемы соотношения Христа и культуры, а также специфика христианской моральной философии.

В полемике с либеральными протестантами типа Э. Трёльча Н. настаивал на необходимости отличать ответ Христа на вопросы человеческой истории от ответа его последователей. Ответов на эту «вечную проблему» (отношение Христа и культуры) может быть множество. Она возникла еще при жизни Христа, прослеживается в различные эпохи и проявляется в различных формах: как коллизия между разумом и Откровением, религией и наукой, природным и божественным Законом, гос-вом и церковью, непротивлением и насилием. Она осознается в специальных исследованиях, посвященных соотношению протестантизма и капитализма, пиетизма и национализма, пуританства и демократии, католицизма и папизма (либо англиканства), христианства и прогресса.

Сила и притягательность Иисуса, по мнению Н., проистекают как от человека, живущего в Боге, так и от Бога, пребывающего среди людей. Что же касается понятия культуры, то оно в светской и христианской традициях часто определяется нечетко и произвольно. Это происходит в том случае, когда религия исключается из культуры. Наиболее значимые признаки культуры, по Н., следующие: культура - это вторая природа; культура и социальное бытие идут рука об руку; культура является человеческим достижением, мир культуры оказывается миром ценностей; ценностью, на которую гл. обр. направлены человеческие достижения, является благо человека; культура во всех своих формах и видах занята временным и материальным воплощением высших божественных ценностей.

Н. детально сравнивает два подхода к этой «вечной проблеме». Ответы первого типа подчеркивают противоположность Христа и культуры. Для ответов второго типа, напротив, характерно признание коренной связи между Христом и культурой. Н. обосновывает еще один вариант понимания проблемы: Христос есть воплощение культурных устремлений и восстановитель основ подлинного общества, однако в нем имеется нечто, что не является ни продуктом культуры, ни прямым вкладом в нее. По сути Христос является Христом в культуре, но также и Христом превыше культуры.

В начало словаря