Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ - произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, написанное по просьбе 2-го Конгресса Союза коммунистов и ставшее первым программным документом международного коммунистического движения. Вышел в свет в Лондоне в нач. 1848. В нем получили свою классическую формулировку основные цели, стратегия и тактика коммунистов в деле революционного ниспровержения буржуазного строя и замены его бесклассовым коммунистическим обществом (коммунизмом), основанным на господстве общественной собственности на средства производства.

В первых двух главах «М.К.п.» дается обоснование исторически неизбежной гибели буржуазного общества и провозглашаются конечные цели коммунистов и грядущей коммунистической революции. Третья глава посвящена характеристике тогдашней социалистической и коммунистической литературы, заключительная - стратегии и тактике коммунистов в политической борьбе, их отношению к различным партиям. Блестящая литературная форма произведения, яркие афоризмы и четкое изложение программы действий определили на долгие десятилетия популярность «М.К.п.» в революционной среде.

В развитии марксизма «М.К.п.» знаменует собой период, когда целый ряд общих теоретических концепций и прозрений, принадлежавших Марксу и Энгельсу (критика гражданского общества со свойственными ему формами идеологического сознания, концепция превратного характера целей и форм экономики капитализма, начала материалистического понимания истории и др.), обретает единство и получает практически-действенное выражение в программных положениях политической партии, призванной способствовать утверждению исторической миссии пролетариата, могильщика буржуазного общества. Наложение теории на практику революционного движения, провозглашенное «М.К.п.» и ставшее пафосом марксистской доктрины в целом, неизбежно догматизировало основополагающие коммунистические «символы веры» (глубоко неслучайное название одного из первоначальных вариантов «М.К.п.», принадлежащее Энгельсу). Именно это обстоятельство проясняет смысл единодушной оценки самими марксистами «М.К.п.» в качестве первого зрелого произведения марксизма, завершающего историческое его становление. Растущий опыт революционной борьбы, последовательно осмысливаемый с позиций неприкосновенности основополагающих догм, стал важнейшим условием конкретизации и развития идей «М.К.п.» в последующей деятельности Маркса, Энгельса и их ортодоксальных учеников и последователей.

«М.К.п.», как и ряду др. классических произведений революционного марксизма, чужды как неангажированное, академически ориентированное социальное и филос. знание («буржуазный объективизм»), так и подлинная готовность честно представлять реальные, а не теоретически постулируемые интересы рабочего класса («хвостизм», «оппортунизм» и т.п.). О Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4.

В начало словаря