Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ЛОТЦЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛОТЦЕ

ЛОТЦЕ (Lotze) Рудольф Герман (1817-1881) - нем. философ и ученый. Л. стремился к синтезу метафизики нем. идеализма (от Г.В. Лейбница до Г.В.Ф. Гегеля) с естественными науками и медициной. Л. различает три сферы: действительности, истины и ценностей. В работе «Микрокосм» (3 т., 1856-1864) с опорой на науку осмысляется отношение человека к этим трем сферам. В конечном счете мир предстает как духовный (по своей природе), личность постигается как монада, отношение к Богу изображается как (преимущественно) этическое отношение. В «Логике» (1874) Л. представляет мышление и познание чисто предметно, проводит четкое различие между бытием вещей и их значимостью (Gelten - новое понятие, введенное Л. для смысловых содержаний и ценностей). В «Метафизике» (поздний вариант - 1879) метафизика членится Л. традиционно (при отвлечении от филос. теологии) на онтологию, космологию, психологию. Л. в общем и целом принимает механическую интерпретацию природы. Он отказывается признавать какой-то особый виталистский принцип, обусловливающий функционирование организма. Механическая интерпретация природы предполагает существование отдельных вещей, находящихся во взаимодействии. Но, по Л., взаимодействие возможно только между членами органического единства. А постоянство каждой вещи по отношению к своим изменчивым состояниям можно постичь по аналогии с отношением души, или единства сознания - к своим состояниям. Можно поэтому говорить не только о концепции природы как органического целого, но и об идее вещей как в некотором отношении психических или духовных сущностей. Механическая каузальность, воспринимаемая наукой как таковая, есть в действительности Божественная деятельность. Но личностный Бог - это не Абсолют, в отношении к которому вещи суть лишь модификации Божественной субстанции. Каждая вещь есть центр деятельности и существует «для себя». Бог выражает себя в мире путем реализации ценностей, реализации морального идеала. Мы можем приобрести знание этих ценностей опытным путем. Даже наша вера в бытие Бога зиждется в конечном счете на моральном опыте и постигаемых в этом опыте ценностях. Этот же опыт лежит в основе нашего убеждения, что мир не может быть лишь механической системой. Т.о., метафизическая интерпретация мира должна опираться на опыт, а не на последние основания мышления или какие-то самоочевидные истины. Философия отказывается от возможности последнего постижения мира и довольствуется реакцией всего человека на «чудо действительности».

В начало словаря