Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ЛОРЕНЦ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛОРЕНЦ

ЛОРЕНЦ (Lorenz) Конрад (1903-1989) - выдающийся австр. этолог и философ, лауреат Нобелевской премии 1973 по физиологии и медицине (совместно с Н. Тинбергеном и К. Фришем), основатель эволюционной эпистемологии. Внес крупный вклад в создание теоретических основ современной этологии и генетики социального поведения. Пытаясь распространить сформировавшиеся в 1930-х гг. представления об универсальном характере генетической эволюции на классическую теоретико-познавательную проблематику, разработал эпистемологическую концепцию, которую назвал «эволюционной теорией познания (знания)». Интерес к эпистемологической проблематике возник у Л. в связи с результатами его собственных исследований поведенческих стереотипов, которые, в частности, показали, что каждому виду животных свойственны определенные инстинктивные действия, являющиеся продуктом эволюции, которые с т.зр. генетики можно рассматривать как врожденные фенотипические признаки. В 1941 в нем. филос. жур. «Blatter fur Deutsche» он опубликовал статью «Кантовская доктрина априори в свете современной биологии», где высказал предположение, что наша центральная нервная система, формы нашей интуиции и категории мышления адаптированы к реально существующему наподобие того, как ступни наших ног адаптированы к полу, или рыбий плавник - к воде. Априорные знания возникают в ходе эволюции как результат постоянных конфронтации с реальностями внешнего мира, они становятся наследуемыми элементами мышления.

Свою задачу Л. видел, с одной стороны, в создании такой теории познания, которая базировалась бы на биологической и филогенетической информации, а с другой - в построении образа человека, который соответствовал бы этой теории познания. Естественнонаучный подход к эпистемологии он основывал на позиции «гипотетического реализма», т.е. исходил из предпосылки, что все познание вырастает из процесса взаимодействия когнитивного субъекта и объекта восприятия, которые в равной степени реальны и принадлежат к одному и тому же типу реальности. Л. также допускал, что наши психические состояния, все, что получает свое отражение в нашем субъективном опыте, внутренне связано и даже идентично физиологическим процессам, доступным объективному анализу. Однако, по мнению Л., автономию личностного опыта и его законы в принципе нельзя объяснить на основе физических или химических законов, равно как и на языке сколько угодно сложных нейрофизиологических структур.

Согласно эпистемологическим взглядам Л., человек - это живое существо, которое обязано своими качествами и функциями (включая высокоразвитые познавательные способности) эволюции, которая, по сути дела, представляет собой процесс познания, т.к. любая адаптация предполагает усвоение некоторой меры информации о внешней реальности. Все, что мы знаем о материальном мире, в котором живем, производно от наших филогенетически эволюционирующих механизмов усвоения информации. Органы чувств и центральная нервная система позволяют живым организмам получать нужную информацию об окружающем мире и использовать ее для выживания. Поэтому поведение людей и животных, в той степени, в какой они адаптированы к своей среде, суть образ этой среды. «Очки» наших способов мышления и восприятия - категории каузальности, субстанции, качества, пространства и времени - суть функции нейро-сенсорной организации, сформировавшейся в интересах выживания. Однако у нас развились органы восприятия лишь тех аспектов реальности, считаться с которыми было императивом выживания нашего рода. Поэтому следует допустить, что у реальности имеется множество др. аспектов, знание которых не имеет жизненно важного значения для человека. Мы, напр., не слышим того, что передается на частотах, не доступных для наших слуховых рецепторов. Человек обладает врожденными нормами поведения, которые доступны для изучения с помощью техники и методов естественных наук. Эти филогенетически запрограммированные нормы оказывают сопротивление всем культурным влияниям и играют немаловажную роль в социальном поведении человека.

С кон. 1950-х гг. Л. особенно волновали проблемы, связанные с кризисом европейской цивилизации, с процессом культурного упадка. Этот кризис, по его мнению, обнаруживает симптомы «умственного недуга». Возникает потребность прибегнуть к диагностическим методам медицины, чтобы исследовать когнитивный аппарат человека, его разум и цивилизацию. Большая часть психических болезней и расстройств, угрожающих выживанию европейской цивилизации, связана, считал Л., с социальным и моральным поведением человека. Необходимо научное понимание причин данных патологических симптомов, а это требует разрушения стены, разделяющей гуманитарное и естественно-научное познание.

В начало словаря