Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711 - 1765) - ученый-энциклопедист, поэт и мыслитель. Философию изучал в Марбурге у X. Вольфа. Своеобразно трансформировал монадологию Г.В. Лейбница в физическую теорию корпускул механистическо-материалистического толка. Энциклопедизм Л. проявился в разработке широкого круга проблем физики, химии, геологии, минералогии, климатологии, экономической географии, истории, психологии, логики, эстетики. Филос. работу Л. немного: «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул, которую для упражнения написал Михайло Ломоносов, студент математики и философии, в 1739 г., в марте месяце»; «Элементы математической химии»; «Заметки по физике и корпускулярной философии».

Л. был убежден, что между теорией и практикой существует самая тесная, непрерывная связь и поэтому истинный ученый должен быть также и философом, поскольку научная теория истинна лишь в том случае, если она опирается на правильные филос. основы. В ряду филос. дисциплин особое место занимает логика, т.к. каждая наука лишь постольку наука, поскольку она доказывает то, что утверждает. «Элементам математической химии» Л. предпослал филос. обоснование теоретических основ естествознания в форме описания двух основных законов мышления: закона противоречия и закона достаточного основания. «Одно и то же не может одновременно быть и не быть», а также: «Ничто не происходит без достаточного основания». Эти законы Л. называл аксиомами или высшими филос. принципами бытия и познания. Развиваясь в русле вольфианской философии, Л. все же сумел выйти за ее рамки, противопоставив сверхрационализированному миру нематериальных монад учение об атомах и корпускулах. В соч. «О нечувствительных частицах тела» Л. дал определение материи: «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Онтология Л. была тесно сопряжена с его гносеологией. Логические же проблемы излагались им в связи с риторикой. В 1743 было написано «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия», которое впоследствии было расширено и переработано в «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т.е. оратории и поэзии, сочиненная на пользу любящих словесные науки». Свое логическое учение Л. начинал с понятия, которое у него обозначилось термином «простая идея». Идеи суть «представления вещей или действие в уме нашем» и бывают простые и сложные. Рассматривая категории свойств и вещей, Л. делил последние на материальные и «жизненные». К материальным свойствам относились те, которые одинаково присущи как одушевленным, так и неодушевленным телам. Не проводя различий между первичными и вторичными качествами тел, Л. придавал т.н. вторичным качествам статус характеристик, объективно присущих самим вещам.

В качестве особой и специфической категории Л. выделял понятие «имена», выказав тем свое отношение к номиналистам и реалистам. Первых он называл «именниками», а вторых - «вещественниками». Л. не отождествлял мышление и язык, но ставил их в определенную связь и писал о двух логических функциях слов: одни из них способны выражать лишь термины, другие же обозначают связи между мыслями. Т.о., Л. критиковал, с одной стороны, номинализм, ставящий знак равенства между понятием и словом, а с другой - реализм, признающий реальным существование понятий самих по себе и приписывающий им первичность по отношению к вещам материального мира. Для познания и правильного поведения, писал Л., необходим природный рассудок, подкрепленный «логикой, которая после грамматики есть первая предводительница ко всем наукам». Л. ощущал острую связь не только с философией Нового времени, но и с филос. культурой Киевской и Московской Руси, что нашло определенное отражение в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке».

В сфере общественно-социальных идей Л. привлекали идеалы западноевропейского Просвещения: прогресс общества связывался им с развитием образования, просвещения и ремесел; развитие государственности сопрягалось с борьбой с теократическими тенденциями рус. церкви; развитие личности - с формированием независимого и влиятельного гос-ва. Основными темами филос. поэзии Л. были Бог, Природа и Человек. По инициативе Л. при попечительстве кн. И.И. Шувалова был создан императорский Московский ун-т (1755). Л. был академиком Шведской и Болонской академий наук. В советский период научное и филос. творчество Л. было одним из центральных объектов историко-философских исследований. Оно безоговорочно характеризовалось как филос. материализм и ведущая тенденция рус. филос. мысли 18 в.

В начало словаря