Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ

ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ (санскр. Yogasutrabhasyam) - основополагающий комментарий к «Йога-сутре», составленный Вьясой, вероятно, в 6 в. Автор «Й.» разрабатывает целый ряд тем, лишь намеченных в сутрах. Во введении он предлагает пятеричную схему уровней сознания, а затем развивает вариант «теистической» доктрины, обосновывая непревзойденность божества (ишвары) тем, что существо, более могущественное, должно быть им самим и не может быть к.-л., равным ему; цель ишвары - приносить совершенно бескорыстно пользу другим (инд. атеисты настаивали на немотивированности его действий). Вьяса, далее, подчеркивает неизменность связи между словом и его референтом, солидаризируясь здесь, в некотором смысле, с мимансаками. Он тонко различает онтологическую независимость менталитета (буддхи) от духовного начала (пуруши) и его «телеологическую» зависимость от него. В полемике с буддистами Вьяса отстаивает необходимость признания наряду со свойствами (дхарма) также их субстанциального носителя (дхармин). Позиция же буддийского идеализма несостоятельна, поскольку один и тот же объект отражается различно ориентированными сознаниями, и встает вопрос о том, каким именно из них он «сконструирован» (если все они в этом отношении «равноправны»). Вьяса видит единственный выход из затруднения в признании того, что сами модусы (букв. «пути») существования объекта и познания разнородны. Объективность внешних вещей обосновывается и их активностью: они подобно магниту притягивают к себе сознание и «окрашивают» его. Вместе с тем в терминологии Вьясы отражаются некоторые явные заимствования у буддистов.

В начало словаря