Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ДЖЕНТИЛЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДЖЕНТИЛЕ

ДЖЕНТИЛЕ (Gentile) Джованни (1875-1944) - ит. философ-неогегельянец. В 1897 окончил высшее педагогическое училище в Пизе. Был дружен с Б. Кроче (издавал вместе с ним жур. «Критика»), однако с 1913 - его яростный оппонент. С 1907 - проф. ун-тов в Палермо, в Пизе (с 1914) и в Риме (с 1917). С 1920 издавал «Критический журнал итальянской философии». В 1922-1924 - министр просвещения, реформатор образования в Италии. С 1935 - главный редактор «Итальянской Энциклопедии». Будучи одним из идеологов фашистского режима Муссолини, был приговорен к смерти и застрелен ит. партизанами.

Актуализм Д. основан на учениях И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля. В отличие от Гегеля Д. считал возможным только переход от конкретного к абстрактному - от духовного акта к осмысленной мысли, от настоящего к прошлому, от положительного к отрицательному. Отношение бытия и небытия есть процесс, акт мышления (Я-субъект), которое не может мыслить себя (Я-объект) без того, чтобы одновременно быть и не быть. Дух (Субъект) есть действие и не может быть субстанцией; поэтому существует только одна категория - духовный акт, в котором мыслится (реализуется, творится) действительность. Все остальные категории возможны как помысленное, как безжизненные понятия, выпавшие из непрерывного самоопределения Духа. Актуальное мышление беспредпосылочно, это творение своего бытия и инобытия: из него Д. выводит Историю и Природу. Считал, что Бог существует не по ту сторону деятельности человеческого духа, а в ней самой как ее Идеал. В отличие от Кроче Д. полагал, что, поскольку духовный акт неделим, между производными от него познанием и деятельностью не существует границ. Отрицал существование зла (мыслящая мысль всегда есть истина и добро), злом и заблуждением может быть только отошедшее в прошлое, помысленное, абстрактное. Антипозитивистская концепция образования Д. основана на сочетании различных подходов, среди которых не может быть одного единственно научного, на активном участии ученика, на единстве интеллекта и воли, обучения и морального воспитания. Истинное воспитание есть сама философия. Движение Духа Д. по-гегелевски рассматривал через смену тезиса антитезисом и синтезом. В искусстве видел момент чистой субъективности, которой противостоит чистая объективность религии. Только в философии Дух выступает как абсолютный субъект и свобода, открывая смысл искусства и религии. Мыслить - значит преодолевать свою частность, особенность, подниматься до исторического масштаба. Поэтому отдельная личность - это лишь стадия на пути к «универсализованному» человеку-гос-ву. Интересы личности Д. полностью отождествлял с интересами гос-ва, а гос-во - с нацией. Считал гос-во этической субстанцией, нравственным идеалом, который фашизм должен реализовать через жертвенность и завоевание свободы в войне. Любая сила, согласно Д., моральна, поэтому насилие во имя национальной миссии оправданно. Выступал за преодоление трех гегелевских ограничений гос-ва: со стороны суверенитета др. гос-ва, Абсолютного Духа (Искусства, Религии и Философии), гражданского общества и семьи.

В начало словаря