Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ГАНДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГАНДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД

ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869-1948) - крупнейший деятель национально-освободительного движения в Индии, религиозный идеолог, моралист. Род. в семье чиновника, министра в ряде княжеств Катхиавара (северо-запад Индии). В 1887-1891 получал юридическое образование в Англии, в 1891-1893 - адвокат в Бомбее, в 1893-1914 - юрисконсульт гуджаратской торговой фирмы в Юж. Африке, возглавивший борьбу инд. эмигрантов за демократические права (организация «Индийский конгресс в Натале»), с 1915 сближается с политической партией Индийский национальный конгресс, в который вступает в 1919, в 1919-1947 - один из лидеров и ведущих идеологов борьбы за национальную независимость Индии, чья тактика гражданского неповиновения принесла в этой борьбе решающие результаты (в 1922- 1924, 1930-1931 и 1942-1944 подвергался арестам англ. колониальным правительством). Погиб в 1948 после «раздела Индии» (на Индийский союз и Пакистан) от руки члена националистической организации «Хинду Махасабха».

Мировоззрение Г. (гандизм) представляет собой особую разновидность реформизма, которую можно охарактеризовать как моралистическую и которая включила круг идей этики Нового времени (влияние Г. Торо, Л.Н. Толстого, ряда протестантских моралистов), инд. реформаторов индуизма 19 в. и «практической философии» традиционных религий Индии - брахманизма, буддизма и джайнизма. Основные постулаты Г.: идея нерасторжимости политической деятельности и нравственных императивов, неотделимость целей от средств их достижения, ненасилие как способ решения конфликтных ситуаций, любовь и самовоспитание как средства «самоуправления» как индивида, так и общества. Центрообразующее понятие в системе идей Г. - концепция сатьяграхи (санскр. неологизм, означающий «упорство в истине»), опирающаяся на особое прочтение «Бхагавадгиты», которую Г. начал изучать почти с двадцатилетнего возраста (в англ. пер. Э. Арнольда) и которой посвятил многие годы размышлений (результаты их материализовались в небольшой книжке «Анасакти-йога», а затем в собрании эссе «Гита-мата»). В соответствии с концепцией карма-йоги «Бхагавадгиты», по которой следует стремиться только к самому действию как реализации долженствования, но не к его «плодам», и быть свободным от привязанностей (Г. терминологизировал этот императив в виде «анасакти-йоги» - «йога непривязанности»), проявляя равное отношение к успеху и неуспеху, Г. и построил свою «философию действия». Каждое действие, чтобы отвечать критерию истинности, должно быть «незаинтересованным» - совершаемым не ради эгоистических интересов, но ради осуществления предназначения человека в этом мире, образцом для чего должно служить поведение святого, который трудится для Бога, а не для себя. Результативность действия и равнозначна его незаинтересованности (свобода от эгоистических мотивов), критерий истины - соответствие идеалу невреждения-яхинсы, понимаемой очень широко: не только как конкретное предписание, но как образ жизни в целом. Истина, тождественная справедливости, - не просто нравственная добродетель, но космическая реальность, Божественная сила, сам Бог. Др. традиционные концепции инд. мысли, получившие «реформаторскую» трактовку у Г.: брахмачарья (традиционное «целомудрие», у Г. - полное посвящение себя общему делу), яджня (традиционное «жертвоприношение», у Г. - действие, направленное на благо других и потому «незаинтересованное»), тапасья (традиционно аккумуляция аскетической энергии, у Г. - самоотречение ради общественных интересов), отчасти и сварадж («самоконтроль», который у Г. трансформируется в его основную политическую доктрину самоуправления). Религиозное мышление Г. в строгом смысле внеконфессионально: если истина есть Бог, то и Бог есть истина, которая содержится во всех религиях, в соответствии с их нравственным содержанием.

В начало словаря