Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ЮРКЕВИЧ ПАМФИЛ ДАНИЛОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЮРКЕВИЧ ПАМФИЛ ДАНИЛОВИЧ

ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (1827-1874) - философ, представитель киевской школы философ, теизма, экстраординарный проф. Киевской духовной академии, проф. философии, в 1869-1873 -декан историко-филологического факультета Московского ун-та; учитель B.C. Соловьева. Христианско-телеологический идеализм Ю. развивался в сторону «конкретного» идеализма, в основании которого лежал «широкий эмпиризм», свободный от произвольных и предвзятых ограничений, включающий в себя и все истинно рациональное, и все истинно сверхрациональное, поскольку и то и другое, считал он, прежде всего также существует эмпирически, в универсальном опыте человечества, как и все видимое и осязаемое. Почти во всех своих сочинениях Ю. постоянно стремился вызвать «характеристическую черту платонического мышления» («Разум по учению Платона и опыт по учению Канта»). Любое подлинное философствование должно начинаться с понятия «идея», т.к. является исследованием того, в чем состоит истинное знание. Одним из выводов трактата «Идея» была мысль о том, что философия является делом всего человечества, а не отдельного человека. Критикуя материализм, Ю. отмечал, что духовное начало не может быть выведено из материального, т.к. последнее приобретает формы, знакомые нам из опыта, только во взаимодействии с началом духовным. Гносеологические и аксиологические установки филос. воззрений Ю. роднят их с исходными интуициями более поздних философ, течений - философии жизни, экзистенциализма, персонализма. Противопоставление Ю. конкретного знания, формирующего способ существования человека, отвлеченному мышлению стало характерным для рус. религиозной и экзистенциалистской мысли кон. 19 - нач. 20 в.

В начало словаря