Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ЮЛИНА НИНА СТЕПАНОВНА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЮЛИНА НИНА СТЕПАНОВНА

ЮЛИНА Нина Степановна (р. 1927) - специалист в области истории современной философии, доктор филос. наук. Окончила филос. факультет МГУ (1950), аспирантуру филос. факультета МГУ (1957). С 1958 - в Ин-те философии АН СССР (РАН), в настоящее время - ведущий научный сотрудник. Основной темой исследований является история философии в США в 20 в. В рамках этой темы дана экспозиция классики амер. философии - философии Д. Сантаяны, А.Н. Уайтхэда, У. Джеймса, Дж. Дьюи, реализма, а также фокусных для втор. пол. 20 в. течений мысли - аналитической философии, физикализма, постмодернизма, филос. феминизма и др. В свете противостояния сциентистской и романтической традиций исследовался постмодернистский вариант прагматизма Р. Рорти, противопоставившего установке о теоретизме филос. знания проект новой филос. идеологии - «философии-как-литературы». Подвергнута анализу концепция сознания и самости Д. Деннета, выявлена специфика его функционалистского подхода к сознанию в сопоставлении с ментализмом и радикальным физикализмом. Ряд работ посвящен рассмотрению концепции К. Поппера. Наряду с секуляристской мыслью исследовались различные формы религиозно-философской мысли - неоортодоксия, процесс-теология, теология «смерти Бога», неоклассическая теология Ч. Хартсхорна, теология X. Кокса и др., а также сложные отношения между секулярной и религиозной традициями в США.

Анализировались также идейные конфликты кон. 1960-х гг. - противостояния «новых левых», неолибералов, неоконсерваторов и др. Одно из направлений работы - теоретические и педагогические принципы исследовательской парадигмы филос. образования, реализованные в программе «Философия для детей». В экспозиции филос. мысли в США акцентируется внимание на динамике филос. ментальности в этой стране, на сопряженности гносеологических сдвигов с общими изменениями когнитивной культуры, на зависимости процесса плюрализации философии от многообразия образов науки. Из анализируемых мета-филос. проблем центральными являются: природа метафизики, демаркация и конвергенция науки и философии, взаимоотношение философии и теологии, социолингвистические и социобиологические модели филос. теорий и др., из теоретических - проблемы сознания, реальности, природы женщины, семьи и общества, демократии и образования.

В начало словаря