Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ЭМПАТИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭМПАТИЯ

ЭМПАТИЯ (от. греч. empatheia - вчувствование, сочувствование) - способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я-образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и пространственными формами. Э. ведет к изменению самосознания, позволяющему мыслить и действовать с позиции нового Я. В психике человека на протяжении всей его жизни формируются многочисленные и изменяющиеся Я-образы, в которых аккумулируются смутные и не всегда осознаваемые представления о самом себе и др. людях. Эти образы являются результатом не только личного опыта, но и опыта общения со своим окружением внутри той или иной культуры, они формируются теми ролями, которые мы играем в различных ситуациях, во взаимоотношениях с др. людьми. Я-образы (в т.ч. наши смутные представления о своем положении и роли в детстве), их взаимосвязи определяют состояние Я, самосознание личности и в силу этого накладывают свой отпечаток на мышление и поведение людей. Эти образы возникают благодаря активности правополушарного мышления, которое в относительно меньшей степени подвержено сознательному контролю и больше полагается на стереотипы и неосознаваемые, автоматические мыслительные стратегии. Я-образы всегда эмоционально насыщены, т.к. пространственно-образное мышление непосредственно управляется влиянием аффектов, эмоциональной оценкой, стремлением как можно дольше удержать позитивный аффект, придавая ему преувеличенную, «эгоцентрическую» значимость.

С учетом вышеизложенного Э. можно рассматривать прежде всего как когнитивную способность правополушарного мышления продуцировать воображаемые Я-образы. Это сугубо индивидуальная способность людей, по-видимому, является одним из важнейших условий творческого процесса - в науке, технике, искусстве и т.д. Психофизиологические механизмы Э., протекающие гл. обр. на бессознательном и подсознательном уровнях, предполагают самовнушение (или внушение со стороны, гипноз), которое позволяет преодолеть сопротивление сознательного Я инсталляции воображаемого Я-образа. Благодаря самовнушению (гипнозу) новый Я-образ становится частью личности творца, элементом его самосознания, он создает окрашенный позитивными эмоциями фон, позволяющий наслаждаться творческим процессом. Идентифицируя в акте Э. свое Я с образами др. людей, с образами животных, неодушевленных предметов и т.д., индивид получает возможность мысленно экспериментировать с своими новыми Я-образами в воображаемом поле, используя для этого соответствующие правила оперирования образными репрезентациями и мыслительные стратегии. А это, в свою очередь, позволяет выявить и развернуть потенциально содержащуюся в этих образах скрытую когнитивную информацию, открыть ранее неизвестные смыслы, создать новые мысленные репрезентации. Диапазон идентифицируемых сущностей в актах Э. практически неограничен. Ученые-теоретики могут идентифицировать себя с какими-то теоретическими конструктами (напр., электроном), инженеры-изобретатели - с техническими устройствами, писатели - с образами героев своих романов и т.д.

В начало словаря