Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ШТРАУС

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШТРАУС

ШТРАУС (Strauss) Давид Фридрих (1808-1874) - нем. теолог и философ, идейный вдохновитель младогегельянства, основатель тюбингенской школы протестантской истории религии. Труд Ш. «Жизнь Иисуса» (1835-1836), с одной стороны, дал толчок критическим историческим исследованиям жизни и учения Иисуса («критике Библии»), характерным для всего 19 в., с др. - положил начало новому этапу в эволюции гегельянства - младогегельянству, оказавшему влияние на формирование взглядов К. Маркса и Ф.Энгельса. Вопрос «Христиане ли мы и можем ли мы еще быть христианами?» является, по мнению Ш., ключевым для понимания на теоретическом уровне смысла христианских догм. В кн. «Христианское вероучение в его историческом развитии и борьбе с современной наукой» (1840-1841) Ш. дает на этот вопрос отрицательный ответ. В своих исследованиях Ш. подвергает критике достоверность евангельских преданий и жизни и деятельности Иисуса Христа и совершенных им чудес, используя методологический арсенал гегелевской философии. Спекулятивная христология Ш. подрывала традиционное понятие об исключительности личности Христа в духе просветительской теологии 18 в.: богочеловек рассматривался в ней как персонифицированный символ главного мифа человечества. В работе «Старая и новая вера» (1872) Ш., сближаясь с Л. Фейербахом, утверждал, что естественные эмоциональные корни религиозных верований таятся в чувстве страха и зависимости от сил природы. Хотя мнение Ш. о том, «христиане ли мы», не изменилось, он, отвечая на вопрос «есть ли у нас религия?», высказывался уже в пользу пантеизма. «Старая и новая вера» стала объектом критики молодого Ф. Ницше, увидевшего в ней яркий образец нем. филистерства.

В начало словаря