Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ

ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ («Философы из Хуайнани») - др.-кит. письменный памятник синтетического характера, написан во 2 в. до н.э. при дворе Хуайнаньского князя Лю Аня (179-122 до н.э.). Согласно данным источников, подразделяется на три части: «внутреннюю» (21 свиток), «среднюю» (8 свитков) и «внешнюю» (33 свитка); в современной редакции состоит из 21 главы, написанной разными авторами.

«Х.-ц.» отличается сочетанием различных литературных стилей и методов развертывания филос. идей, широко использует «естественную» мифологию даосизма и «историзированную» мифологию конфуцианства. Памятник синтезирует две традиции развития филос. самосознания - даоскую и конфуцианскую. В центре внимания - человек, живущий в природном и социальном космосах, которые «Х.-Ц» пытается свести в единство. Отсюда проистекает типология человека: «Х.-ц.» выделяет даоского человека недеяния, или «естественного человека», конфуцианского деятельного человека и объединяющего их мудрого правителя. Соответствующие синтетические характеристики получает и филос. дао (см. ДАО И ДЭ ).

«Х.-ц.» дает детально разработанные модели филос. космогонии и космологии, первый из др.-кит. письменных памятников приводит полную развертку спирали элементов архетипа у син и тем самым дешифрует генетический код даоской культуры дао. Наряду с этим «Х.-ц.» фиксирует приходящиеся на то время достижения астрономии, экологии, этнопсихологии, присовокупляет к ним астрологию и включает все это в единую концепцию гармонизации и управления государственным организмом Поднебесной.

В начало словаря