Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ХАБЕРМАС

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХАБЕРМАС

ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген (р. 1929) - нем. философ, представитель символического интеракционизма. В 1949-1954 изучал философию в ун-тах Гёттингена, Цюриха и Бонна, одновременно занимаясь психологией, историей, литературоведением и политэкономией. В 1956-1959 - ассистент Т. Адорно в Ин-те социальных исследований (Франкфурт). В 1961 - 1964 - экстраординарный проф. философии в ун-те Гейдельберга. В 1964-1971 - ординарный проф. философии и социологии в ун-те Франкфурта. В 1971 - директор Ин-та по изучению жизненных условий научно-технического мира (Штарнберг).

Построение своей теории X. начал с описания современности. В социальной философии Нового времени, основоположниками которого X. считает Н. Макиавелли и Т. Гоббса, социальная практика (praxis) превратилась в политическую технологию (techne). Реакцией на эту сциентистскую революцию стали теории естественного права и социальная критика (К. Маркс), призывающие к возврату политики в горизонт практического сознания. В 20 в. на смену старой политической идеологии частного предпринимательства приходит идеология потребительской культуры, вызванная господством науки и техники. Причем организация общества по-прежнему иррационально связана с накоплением капитала, т.е. с частными интересами, а не с интересами всех. X. выступает за рационализацию, основанную на примирении демократии и техники, на единстве разума и управленческого действия. Это возможно только в открытом диалоге, который должны вести каменщики коммуникации - молодежь и интеллектуалы. Критикуя сциентизм за подмену теории познания теорией науки, X. указывает на то, что в основе эпистемологии лежат социальные интересы: технический (возникновение точных и естественных наук), практический (науки о духе) и интерес эмансипации, открытый И.Г. Фихте в саморефлексии разума (далее - марксизм, психоанализ). Возможность социальных наук X. видит в коммуникации: человек способен совершать только такие действия и поступки, интенция которых может быть описана в языке. Марксистскую диалектику производительных сил и производственных отношений X. заменяет диалектикой труда и интеракции. Труд является сферой инструментального действия, ориентированного на достижение цели (инструментальная целерациональность). Интеракция ориентирована на взаимопонимание, достижимое посредством аргументации (дискурса), на консенсус, свободный от чьего-либо господства и норм (коммуникативная рациональность). Эти два типа рациональности в Новое время вступают в противостояние как «система» (структуры, отделенные от коммуникативного опыта и регулируемые через деньги и власть) и «жизненный мир» (повседневная символическая интеракция, в которой люди устанавливают консенсус и разделяют одну и ту же совокупность смыслов, что обеспечивает основу для легитимации общества и социализации личности). Колонизация жизненного мира системой искажает социальное познание, порождает конфликты и снижает эффективность самих систем. X. призывает к переориентации: от стратегического поведения (инструментальные действия ради собственного интереса) к коммуникативному. Применительно к философии это означает переход к постметафизическому мышлению, предмет которого постоянно меняется вместе с жизненным миром, причем сама разумность понимается как способность к коммуникации. Нормативный порядок должен корениться в сфере общих убеждений членов общества, свободных от давления частных интересов. Законны только такие правовые нормы, которые обеспечивают участие в рациональном дискурсе всем затронутым сторонам. Практический разум получает у X. троякое истолкование: прагматическое (утилитарная целесообразность повседневных действий), этическое (императивы и искусство добродетельной жизни) и моральное (вопрошание о справедливости). Если первые два подхода замкнуты в жизненном мире индивида, то третий выводит за границы отдельных культур к мировому коммуникативному сообществу, которое не ограничено ни в пространстве, ни во времени.

В начало словаря