Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ - программа обучения философии в школе, подготовленная в 1970-х гг. в Ин-те по развитию философии для детей (Монтклер, США), с 1980-х гг. используется на практике во многих странах. Главным теоретиком является проф. М. Липман, разработчиками - Э. Шарп, Ф. Асканян, Г. Метьюс, Р. Рид, М. Причард и др. Программа нацелена на систематическое обучение навыкам разумного рассуждения - доказательного и самостоятельного - с тем, чтобы сделать интеллект пластичным к усвоению нового знания и воспитать рефлексивную, морально и социально ответственную личность. Разработчики исходят из того, что вопрошающий характер философии, наличие в ее проблемах когнитивных, этических и эстетических аспектов, позволяют в ее рамках обсуждать широкий спектр волнующих детей вопросов и делают ее уникальной дисциплиной для научения грамотному рассуждению.

Программа имеет ряд особенностей, отличающих ее от других школьных программ по философии. Она рассчитана на весь период пребывания ребенка в школе (имеется материал и для детских садов). Вместо традиционной информационной модели (сообщения о персоналиях, «измах» и дисциплинах) в ней используется проблемно-деятельностный метод трансляции знания, т.е. обучение философствованию в процессе обсуждения проблем. (Они взяты из истории рационалистической мысли и адаптированы к возрастным возможностям детей.) Обычные учебники и хрестоматии заменены философско-нагруженными художественными повестями, сюжет которых строится на близких жизненному опыту учащихся школьно-семейных событиях, а заложенные в них проблемные ситуации - «затравка» для филос. разговора в классе и модель возможных обсуждений. Главной педагогической новацией Программы является превращение обычного школьного класса в «сообщество исследователей» (community of inquiry), коллективно ищущее истину методом «сократического диалога». Этапами исследовательского поиска являются: анализ контекста ситуации, формулировка относящихся к нему филос. проблем, конструирование гипотез, обсуждение критериев доказательств, выработка «хорошего суждения». По идее разработчиков, школьное сообщество исследователей является оптимальным местом для выработки как когнитивных, так и этико-социальных навыков. Программа оснащена обширными пособиями для учителей, дающими возможность преподавателю школы вести многоплановый диалог в классе.

Поддержанная ЮНЕСКО и др. международными образовательными организациями, программа «Ф.д.д.» во многих странах оказала большое влияние на теорию и практику преподавания философии в школе. Ее методика используется и в высшей школе.

В начало словаря